Визкирхе - это...
Визкирхе в переводе означает «Церковь на лугу» (нем. die Wiese — луг, лужайка). Эта всемирно известная жемчужина рококо расположена на небольшой возвышенности, в центре обширного зеленого луга, и видно ее далеко окрест. Но чем было вызвано сооружение такого необычайно роскошного храма здесь, в этом довольно изолированном месте, в небольшой деревушке Виз, находящейся в альпийских предгорьях Верхней Баварии?
История Визкирхе, а точнее церкви Бичуемого Спасителя, берет свое начало в 1738 году. В доме местной крестьянки Марии Лори хранилась деревянная фигура Бичуемого Христа, с которой в прежние времена раз в год на Страстную пятницу в близлежащем монастыре Штайнгаден совершались торжественные процессии. В 1735 году обветшавшую статую «списали». Сначала она хранилась на монастырском чердаке, а потом ее забрал к себе крестьянин Лори.
14 июня 1738 года произошло чудо: сперва Мария Лори, а затем ее муж увидели в глазах статуи слезы. Этот факт был отмечен всеми окрестными жителями. Дом семейства Лори превратился в место настоящих паломничеств, а спустя год из-за огромного наплыва людей для фигуры Бичуемого Христа была выстроена специальная часовня. Но и она не могла вместить всех желающих. В короткий срок Виз стал крупнейшим в Европе XVIII столетия паломническим центром. Сюда устремлялись люди со всех концов континента: из Петербурга в России, Гётеборга в Швеции, Амстердама в Голландии, Копенгагена в Дании, из Кристиансбурга (ныне Осло) в Норвегии, Нима во Франции, Кадиса в Испании, не говоря уже о паломниках из соседних германских королевств и княжеств. В самой Баварии было воздвигнуто более ста церквей и алтарей, посвященных Бичуемому Спасителю из Виза, и создано около 1500 копий этого удивительного образа.
Спустя всего пять лет после постройки часовня в Визе уже не справлялась с потоком паломников, и аббат Гиацинт Гайснер, настоятель монастыря Штайнгаден, обратился к баварскому курфюрсту Максимилиану III с просьбой о строительстве новой большой церкви.
Церковь Визкирхе была построена в 1745—1754 годах Домиником Циммерманом (1685—1766), одним из лучших немецких архитекторов XVIII столетия. Он и его брат, живописец и декоратор Иоганн Батист Циммерман (1680—1758), также участвовавший в создании Визкирхе, входят в число великих мастеров эпохи рококо. Их творения можно сегодня увидеть во всей Европе — в Германии, Франции, Польше, России, Швейцарии. Доминик Циммерман, как и его брат, был не только архитектором, но и превосходным декоратором и резчиком по камню. Баварский курфюрст поручил ему отделку залов дворца Нимфенбург. Но настоящей лебединой песней Циммермана стала церковь Визкирхе. Великий мастер отдал ей все свое накопленное за долгие годы мастерство, и в результате Визкирхе превзошла все ранее созданные им творения. Последние годы жизни он провел в своем доме, специально купленном возле построенной им великолепной церкви, где и умер в 1766 году.
Специалисты единодушно признают Визкирхе лучшим памятником стиля рококо. Архитектура, живопись, лепное и стукковое убранство образуют такое гармоничное единство, что примеров ему, пожалуй, и не найти. Искусство рококо достигло здесь головокружительных, космических высот.
Мир образов Визкирхе — светлый, радостный, легкий, полный жизни и надежды. Немецкий писатель Петер Дорфлер назвал его «кусочком неба в этом мире страданий». Архитектура, живопись, скульптурное убранство храма пронизаны глубоким оптимизмом и олицетворяют главную идею христианства — идею страдания, покаяния и искупления.
Духовный центр храма — помещенная в алтаре статуя Бичуемого Спасителя, Иисуса Христа, принесшего Себя в жертву во имя спасения всего человечества. Бог Отец примиряется с греховным миром, спасенным страданиями Христа. Но милость Божия не бесконечна, и об этом напоминает пустующий пока трон Судии над миром, который в час Страшного суда займет грядущий со славою Христос...
Это основной мотив росписей Визкирхе, исполненных Иоганном Батистом Циммерманом и Балтазаром Августом Альбрехтом (1687—1765). Этой же теме посвящены росписи алтаря, созданные Иоганном Георгом Бергмюллером (1688—1762) и Йозефом Магесом (1728—1769). Об этом свидетельствуют фигуры Отцов Церкви и евангелистов, изваянные Антоном Штурмом (1690—1757) и Эгидиусом Верхельстом (1696—1749).
Двадцать огромных высоких окон и множество разнообразных оконных проемов наполняют храм морем света. В убранстве интерьеров храма преобладают белые и голубые тона. Великолепные рокайльные живопись, скульптура, лепнина столь разнообразны, что приводят едва ли не в замешательство. Великолепная резьба по стукко, а также изумительная кафедра в стиле рококо выполнены Домиником Циммерманом. В память об окончании церкви мастер поместил у алтаря табличку с изображением себя, стоящего на коленях перед Бичуемым Спасителем, и надписью по-латыни: «Dominikus Zimmermann. Ex voto А. 1757 (лат. "По обету. В году 1757")».
В начале XIX столетия над Визкирхе нависла угроза гибели: после принятия в 1803 году акта о секуляризации монастырских владений здание церкви предполагалось продать на аукционе для последующей разборки. Благодаря многочисленным прошениям и вмешательству местных жителей Визкирхе была спасена.
Сегодня, как и два столетия назад, Визкирхе остается одним из крупнейших паломнических центров Европы. Ежегодно сюда приезжает более миллиона паломников, туристов и поклонников искусства со всех континентов, здесь проводятся торжественные богослужения и церковные концерты. В 1983 году ЮНЕСКО включила Визкирхе в список всемирного культурного наследия.
В 1985—1991 годах церковь была полностью отремонтирована, причем стоимость реставрации составила 10,6 млн немецких марок. Торжественное открытие восстановленного храма состоялось 5 мая 1991 года.
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: