Собор во Фрейбурге-им-Брейсгау - это...
Старинный немецкий город Фрейбург-им-Брейсгау живописно расположился у подножия горы Шлоссберг, среди отрогов Шварцвальда. Первое упоминание о нем в исторических источниках относится к 1091 году. Расположенный на важных торговых путях Средневековья, Фрейбург быстро стал значительным и богатым городом.
Вероятно, на рубеже XI—XII веков (когда, в точности неизвестно) во Фрейбурге был построен первый городской собор — Мюнстер. С его кафедры в 1146 году прозвучал призыв неистового Бернара Клервоского к Крестовому походу за освобождение Гроба Господня. К 1200 году храм уже был слишком мал, чтобы вместить в себя увеличившееся число прихожан, и в начале XII столетия горожане начали сооружение нового собора, которому суждено было стать одной из лучших готических построек в Германии. Фрейбургский собор поражает своей законченностью, удивительной гармоничностью пропорций и вкусом художественного оформления.
Подобно многим другим великим соборам средневековой Европы, собор во Фрейбурге посвящен Деве Марии — «Unserе Liebere Frau», «Нашей любимой Госпоже». Первый этап его строительства приходится на 1200—1218 годы. В этот период были сооружены позднероманский неф, трансепт и основание западной башни. Над возведением собора работали опытные каменщики из Базеля (Швейцария). Части старой церкви разбирались по мере продвижения строительства, а в еще остававшихся частях продолжали совершать мессы.
После 1218 года наступил долгий перерыв: главный спонсор строительства, герцог Бертольд V Царингер, умер, а городская казна столкнулась с серьезными денежными затруднениями. С середины XIII столетия финансирование строительства взяли на себя богатые фрейбургские торговцы. Первоначальные проекты были пересмотрены, и строительство продолжилось уже в готическом стиле, который в это время во Франции уже достиг своего зенита.
В 1354 году под руководством известного архитектора Иоганна Парлера началась перестройка хора, однако к 1370-м годам средства опять иссякли, и строительство возобновилось лишь в 1471 году. В 1510 году были завершены перекрытия хора, и спустя три года состоялось торжественное празднование окончания работ.
За исключением крытой паперти, пристроенной в 1620 году к южной части, Фрейбургский собор за истекшие столетия не претерпел сколько-нибудь существенных изменений во внешнем облике. Он благополучно пережил страшную бомбежку Фрейбурга англо-американской авиацией 27 ноября 1944 года, уничтожившую бульшую часть старого города, и с тех самых пор, как был построен, продолжает доминировать над городским пейзажем и городской жизнью. Можно представить себе, с каким восторгом и удивлением взирали на него горожане, когда с собора наконец были сняты строительные леса!
Собор, стоящий на вершине холма и видимый далеко окрест, стал архитектурным символом Фрейбурга. Его розовато-красный силуэт подчеркивает могучая башня 116-метровой высоты, которую называют самой красивой башней христианского мира.
Слившаяся в основании с фасадом, из которого она как будто черпает силу для взлета в небеса, эта башня — самое высокое и ясное откровение готической мысли. Квадратная внизу, выше она переходит в восьмигранник с узкими, сильно вытянутыми окнами и увенчивается высоким кружевным шатром. Это одна из немногих церковных башен, которая была полностью закончена в эпоху Средневековья. Ее нижняя часть построена в 1270-х годах под руководством мастера Герхарта, а верхняя завершена до 1330 года Генрихом фон дер Лайтером.
Венчающий башню ажурный шатер, так контрастирующий с тяжелым монолитным основанием, сооружен с помощью изобретательной и умной системы металлических связей. Основу конструкции составляют восемь удлиненных треугольных секций, каждая из которых, в свою очередь, разделена на девять частей с собственным геометрическим рисунком, усложняющимся к основанию шатра. На вершину башни, откуда открывается панорама города, ведут 329 ступеней винтовой лестницы.
В 1258 году на башню были подняты первые колокола. Самый большой носит название «Осанна», и ежедневно в 11 часов голос этого патриарха немецких колоколов продолжает разноситься над Фрейбургом.
Прогулка вокруг собора позволит погрузиться в мир средневековой скульптуры. Не слушайте тех, кто будет утверждать, что высеченные из камня чудовища, установленные по всему периметру кровли собора, призваны защитить его от злых сил — это всего-навсего горгульи, стоки для дождевой воды, которым рука средневекового мастера придала вид фантастических химер. Скульптуры портала северного входа посвящены теме создания мира Богом Отцом и истории первородного греха. Западный портал (ок. 1300 г.) явно навеян мотивами Страсбургского собора — французские образцы оказали заметное влияние на мастеров, работавших во Фрейбурге.
Интерьер собора подвергался реконструкциям много и часто. В соборе светло и просторно, высокие арки оставляют достаточно пространства для льющегося в многочисленные окна света, который, как кажется, отражается светлым камнем колонн. Яркие цветные витражи в окнах, помимо сцен из Библии, изображают самих создателей собора — мастеров и тех, на чьи средства возводился храм. Самые старые витражи (XIII в.) расположены над южным входом; в других окнах много витражей, изготовленных уже в новейшие времена.
За девять веков, прошедших с момента основания собора, в нем были собраны прекрасные произведения искусства. В их числе — несколько алтарей, каменная кафедра проповедника, покрытая искусной резьбой (в ее прихотливые изгибы мастер-резчик ухитрился вписать самого себя — в шляпе и с окладистой бородой), картины кисти Ханса Хольбейна, древние надгробные плиты герцогов Царингер и статуи архиепископов Фрейбургских. Строительство капелл, расходящихся в разные стороны от хора, началось уже в XIII столетии. Некоторые капеллы украшены витражами XIV века, а необычный нервюрный свод Императорской капеллы напоминает форму песочных часов.
Главный алтарный образ создан в 1512—1516 годах выдающимся немецким живописцем Гансом Бальдунгом Грюном (ок. 1484/5—1545). Один из наиболее одаренных учеников Альбрехта Дюрера, Бальдунг с 1509 года жил и работал в Страсбурге. Помимо Дюрера на его стиль повлияли другие великие мастера немецкого Ренессанса — Лукас Кранах Старший, отчасти Грюневальд и Альтдорфер. Грандиозный алтарь во Фрейбургском соборе — самая значительная работа художника. Центром его служит композиция «Увенчание Девы Марии небесной славой». На крыльях алтаря изображены сцены из жизни Богоматери. Яркие и смелые цвета, строгость и ясность рисунка, монументальное и торжественное спокойствие главных характеров делают Фрейбургский алтарь одним из шедевров немецкого Ренессанса.
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: