Собор в Шпейере - это...
Величественный романский собор в Шпейере, бывшем имперском городе в среднем течении Рейна, в области Пфальц, был заложен около 1030 года по повелению императора Конрада II (1024—1039 гг.) как фамильная усыпальница императоров из династии салических франков (1024—1125 гг.), потомков Карла Великого. Собор задумывался как крупнейший для того времени храм Европы, его внушительные размеры (длина — 134 м, ширина — 37,6 м, высота центрального нефа — 33 м) должны были соответствовать престижу императорской власти. На сегодняшний день это самая большая из сохранившихся романских церквей.
Построенный на высоком холме над Рейном, сложенный из красноватого песчаника, монументальный, с четырьмя башнями по углам, храм имеет на редкость внушительный вид. Он стоит на месте, на протяжении тысячи лет считавшемся священным. Во времена кельтов здесь находилось святилище богини Нантосвелты; римляне, основавшие на месте будущего Шпейера свою колонию Цивитас Неметум, построили здесь традиционный Капитолий, а в 360 году его сменила первая христианская церковь города.
История строительства Шпейерского собора довольно запутанна. Он был закончен и освящен во имя Девы Марии в 1061 году, но затем, по инициативе императора Генриха IV (1080—1106 гг.), здание начали перестраивать. При этом строители увеличили высоту центрального нефа и заменили деревянные перекрытия каменными крестовыми сводами, каждый пролет которых соответствовал двум пролетам боковых нефов (так называемая связанная система). Опоры сводов усилили дополнительными колоннами. Это конструктивное решение впоследствии послужило образцом для других германских церковных построек.
Считается, что технику возведения сводов принесли в Шпейер итальянские мастера. Известно, что в строительстве собора в начале XII века принимали участие мастера из Ломбардии, и источники называют даже имя одного из них — Донатус. Итальянское происхождение, вероятно, имеет и пышная орнаментальная резьба, обрамляющая окна трансепта, и характерные аркатурные пояски на фасадах.
Несмотря на все перестройки, план собора остался неизменным — это большая трехнефная базилика, имеющая в плане форму латинского креста, с большой криптой, западным притвором и четырьмя башнями. Собор впечатляет своей монументальностью. Его высокие башни, расположенные по две на западной и восточной сторонах, создают впечатление устремленности ввысь и напоминают ломбардские колокольни-кампанилы. Высота восточных башен составляет 71,2 м, западных — 65,6 м.
Огромный каменный бассейн, вместимостью 1560 л, стоит на площади перед главным фасадом собора. Эта купель отмечает пролегавшую здесь в эпоху Средневековья символическую границу между Шпейерской епископией и городом: за ней городская юрисдикция кончалась и начиналась власть епископов.
В крипте собора, построенной в 1030—1041 годах (ее размеры составляют 65 Ч 71 м, высота — 6,5 м), сохранились гробницы германских императоров и королей, императриц и шпейерских епископов. Здесь похоронены император Конрад II (ум. в 1039 г.), его супруга императрица Гизела (ум. в 1043 г.), императоры Генрих III (ум. в 1056 г.), Генрих IV (ум. в 1111 г.), Генрих V (ум. в 1125 г.); представители династии Штауфенов: императрица Беатрис — вторая жена знаменитого Фридриха Барбароссы (ум. в 1184 г.), Агнесса, дочь Фридриха Барбароссы (ум. в 1184 г.), и его же сын король Филипп Швабский (ум. в 1216 г.), а также король Рудольф Габсбург (ум в. 1291 г.) и король Адольф Нассауский (ум. в 1309 г.).
С собором в Шпейере связана одна из известных страниц истории Крестовых походов: в 1146 году в его стенах выступил с проповедью известный цистерцианский аббат Бернар Клервоский (1091—1153), призвавший императора Конрада III и несколько тысяч немецких рыцарей к участию во Втором крестовом походе.
Центр клуатра — внутреннего дворика собора — отмечает скульптурная группа «Елеонская гора». Существующий памятник создан скульптором Готфридом Ренном в середине XIX столетия, так как его первоначальный вариант, относившийся к XV веку, был разрушен в последующие времена. Шпейерский собор, увы, знал и весьма суровые времена. В 1689 году город был захвачен армией французского короля Людовика XIV. Собор был жестоко разграблен, могилы императоров вскрыты, и весь этот вандализм завершился сильнейшим пожаром, от которого рухнула западная часть храма. Только в 1758 году начались восстановительные работы, которые продолжались двадцать лет. Но едва успели они завершиться, как собор постигла новая большая беда: в 1794 году в Шпейер вошли войска революционной Франции. Собор был снова варварски разграблен, алтари разрушены, а само здание обращено в конюшню. В полном запустении храм простоял несколько десятилетий, в 1806 году его даже начали разбирать на стройматериалы.
После Венского конгресса (1815 г.) вся область Пфальц отошла к Баварскому королевству, и с 1818 года Шпейер снова стал епископским городом. Собор постепенно начал восстанавливаться, а в 1846—1859 годах по распоряжению короля Людвига I были проведены большие работы по его реставрации. В 1846—1853 годах живописцы Иоганн Шраудольф и Йозеф Шварцманн заново расписали интерьеры собора, в 1854—1859 годах архитектор Генрих Хюбш заново возвел западный фасад, придав ему неороманские черты.
Новая большая реставрация собора была проведена в конце 1950-х годов. Было удалено множество позднейших наслоений, исказивших монументальный облик храма, расчищен первоначальный уровень пола, благодаря чему внутреннее пространство собора приобрело прежнюю величественность и гармоничность.
Шпейерский собор является одним из самых значительных памятников средневековой архитектуры в Германии, ярким образцом романского строительного искусства. В 1981 году он был включен в число объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Ежегодно сотни тысяч посетителей входят под своды древнего храма. Здесь побывали папы Пий XI и Иоанн Павел II, короли и президенты многих стран мира. В последние годы популярность Шпейерского собора еще более возросла благодаря личному патронажу бывшего канцлера ФРГ Гельмута Коля, который входит в состав попечительского совета храма.
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: