Собор в Ульме - это...
Готический стиль пришел в Германию довольно поздно, и церкви, построенные до 1230-х годов, несут в себе еще черты романской архитектуры. Однако восприняв новые веяния, немецкие зодчие внесли свой вклад в развитие готики. Храмы, созданные в Германии в период господства этого стиля, отличаются своими ярко выраженными чертами. А одним из последних больших готических соборов Германии стал собор в Ульме (строился в 1377—1529 гг.).
Старинный южнонемецкий город Ульм расположен среди плодородных равнин левобережья Дуная, у подножия Швабских Альп, при слиянии рек Дунай и Блау. Некогда город-крепость и важный стратегический пункт, Ульм до сих пор сохраняет множество средневековых построек, имеющих большую историческую и художественную ценность.
Первую церковь в Ульме заложил в 813 году Карл Великий, основатель Священной Римской империи. Она располагалась за чертой городских стен и в административном отношении была подчинена монастырю Рейхенау. К XIV столетию Ульм стал одним из богатейших городов средневековой Германии. Среди его жителей росло недовольство духовной зависимостью от монастыря. Последней каплей, переполнившей чашу терпения, стала осада Ульма войсками императора Карла IV. И хотя она была успешно отражена, горожане были крайне недовольны тем, что за все время военных действий они были отрезаны от своей церкви, остававшейся за пределами городской территории. И в 1377 году ульмские бюргеры пошли на беспрецедентный шаг: они по камешку разобрали церковь и за шесть недель собрали ее заново — уже внутри городских укреплений. В том же самом году бургомистр Ульма заложил краеугольный камень в основание нового собора, посвященного Деве Марии, — «Unser lieben Frau» («Нашей любимой Госпоже»).
Строительство Ульмского собора растянулось на полтысячелетия и завершилось лишь в 1890 году. В его строительстве приняли участие знаменитые династии архитекторов, которые своим творчеством определили характер немецкого зодчества XIV—XV веков. В начале строительства здесь работали Хайнрих Парлер с сыном, затем их сменили мастер Ульрих из Энсингена и его сын, потом здание расширял Буркхарт Энгельберг, а в конце XV века храм был в основном закончен мастером Матеусом Бёблингером.
Западную башню, квадратную в основании, в начале XV века начал строить Ульрих фон Энсинген. Поощряемый тщеславием горожан, он задумал возвести гигантское сооружение, которое должно было превзойти самую высокую в те годы башню собора в Страсбурге. В 1474 году работу продолжил Матеус Бёблингер. В начале XVI века работы были прерваны и башня осталась недостроенной. Лишь в 1840-х годах работы по ее завершению возобновились. В 1844—1890-х годах башню увенчали дополнительный восьмигранный ярус и массивный ажурный шатер, возведенный по старым чертежам Матеуса Бёблингера. Сегодня высота западной башни Ульмского собора составляет 161,5 м, и она является самой высокой церковной постройкой в христианском мире. Знаменитые башни-близнецы Кёльнского собора ниже ее по высоте на 4 м.
Гигантская западная башня определяет облик всего сооружения. Две башни восточного фасада, сооруженные в конце XIV века и не менее живописные (их высота составляет 84,5 м), теряются в великолепии своей могучей «сестры». На вершину башни ведет очень узкая винтовая лестница, на которой с трудом могут разойтись два человека. Однако усилия того, кто решится преодолеть 768 ее ступеней, будут вознаграждены: перед его глазами откроется великолепная панорама Альп.
Широкое основание западной башни охватывает весь фасад собора. Главный вход обрамлен ренессансным порталом. Разделительная колонна между дверями украшена статуей страдающего Христа.
Начатый как зальная церковь, собор в ходе строительства приобрел форму базилики. Его внешняя длина составляет 140 м, ширина — 48 м. Из-за недостатка строительного материала использовалось сочетание камня с кирпичом. Первым был возведен хор, затем центральный неф высотой 41 м и протяженностью 123 м. Несколько позже были пристроены боковые нефы. Общая ширина всех нефов составляет 44 м и выглядит огромной в сравнении с длиной храма. Отсутствие окон верхнего ряда в центральном нефе первоначально компенсировалось высокими окнами в боковых нефах, украшенных узорными переплетами. В начале 1500-х годов боковые нефы были разделены тонкими колоннами, и таким образом собор стал пятинефным. При этом освещенность центрального нефа ухудшилась, и он выглядит значительно более темным, чем другие готические постройки. Однако благодаря внушительным размерам — собор способен одновременно вмещать до 30 тыс. человек — в интерьере господствует ощущение свободного пространства. Отсутствие трансепта и простота внутреннего убранства усиливают это впечатление.
Главная драгоценность собора — знаменитые резные сиденья в хоре, представляющие собой лучшие образцы средневековой немецкой деревянной скульптуры. Они созданы в 1469—1474 годах в мастерской Йорга Сирлина Старшего, где работали выдающиеся мастера швабской школы. В основе резного оформления скамей лежит единый замысел. На балдахинах над скамьями размещены рельефные изображения персонажей Нового Завета и святых: на северной стороне — мужского пола, на южной — женского. Ниже, на спинках кресел, вырезаны фигуры ветхозаветных пророков. Сами сиденья украшены бюстами языческих философов Древнего Рима и Греции. Вот уже шестое столетие ведут здесь свой нескончаемый диалог Сенека и Цицерон, Птолемей и Пифагор. Их образы индивидуальны и отличаются большой экспрессией.
Гордостью Ульмского собора является самый большой в Германии орган, созданный в 1856 году.
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: