Собор в Регенсбурге - это...
Подобно Аахену, южнонемецкий город Регенсбург (Ратисбон) был некогда столицей империи Каролингов. Его прошлое уходит в глубь веков. Город возник как кельтское поселение при слиянии двух рек — Дуная и Регена. Выгодное стратегическое положение не раз делало Регенсбург яблоком раздора, однако это же положение превратило его в эпоху Средневековья в процветающий торговый центр. Город рос и богател. Долгие годы он оставался важным политическом центром немецких земель. И напоминанием об историческом значении Регенсбурга сегодня служит монументальный собор Святого Петра — Санкт-Петер Дом, одна из самых прекрасных готических церквей Германии.
Лучший вид на собор открывается с Каменного моста. Две его гигантские башни возвышаются над городскими кварталами, раскинувшимися по берегам Дуная. Издалека собор выглядит нагромождением шпилей и пинаклей.
Собор в Регенсбурге — яркий образец чистой немецкой готики. Он сохранил свой готический облик, несмотря на чрезвычайно долгое, растянувшееся на семь столетий строительство. Закладка храма состоялась в 1254 году. Первыми были выстроены хор, центральный и боковые нефы, затем трансепт. Сооружение южной башни началось около 1340 года, северная башня была заложена в это же время или чуть позже. При архиепископе Венцеле Рорицере (ок. 1340—1420) были завершены верхние ярусы южной башни, наружное убранство северной и создана часть деталей центрального портала западного фасада. Работы, неоднократно прерывавшиеся из-за финансовых трудностей, велись до 1525 года и снова возобновились в XVII столетии. К 1634 году собор был в основном завершен, за исключением увенчанных ажурными шпилями башен: они достроены уже в 1859—1872 годах по распоряжению короля Людвига I Баварского.
Мощные контрфорсы, подпирающие стены снаружи на всю высоту боковых нефов, придают собору облик крепости. Западный фасад с глубоко утопленным в толщу стены центральным порталом (1482 г.) украшен резным шпилем, который был сооружен в 1859—1869 годах. Среди рельефов западного фасада выделяется изображение короля, сидящего верхом на странном рогатом звере, и образ святого Мартина Турского.
Внутри собор выглядит чрезвычайно привлекательно. Последняя реконструкция его интерьера имела место в 1985—1988 годах. Высокий центральный неф освещается большими полукруглыми окнами. Мягкий приглушенный свет, льющийся через цветные витражи, создает ощущение нереальности — эффект, который так любили средневековые мастера!
Витражи Регенсбургского собора считаются лучшими витражами в Германии. Большинство их создано между 1220—1230-ми и 1320—1370-ми годами. Наиболее известен витраж «Благовещение», который можно увидеть в одном из окон правой стороны хора: крылатый ангел, одетый в красные и золотые одежды, предстает перед смущенной Девой Марией в розово-зеленом облачении; над головой Богоматери парит голубь — символ Святого Духа. Витражи в окнах западного фасада поздние, они созданы в 1860-х годах. Витражи левой стороны хора относятся уже к 1967—1968 годам. Их автор — профессор Йозеф Обербергер. Он же создал витражное окно «Пятидесятница» на западной стороне северного трансепта и ряд других, расположенных в клерестории центрального нефа (1987—1989 гг.).
Скульптурное убранство интерьера является гордостью собора. Созданные в разные времена и разными мастерами, скульптуры Регенсбургского собора объединены единым замыслом и отражают центральные истины христианской веры: воплощение Христа, Его искупительную смерть и Воскресение, основание Им Церкви (персонифицированной в образе папского престола и портретах представителей духовенства) и ее пастырскую роль. Знаменитый «Смеющийся ангел» создан около 1280 года мастером Эрминольдом и представляет собой часть скульптурной композиции «Благовещение». Улыбающееся лицо ангела буквально преисполнено радости от великой новости, которую он должен сообщить Марии.
Статуи святых апостолов Петра и Павла в восточной части средокрестия относятся к 1320 и 1360—1370-м годам соответственно. Интересна также скульптурная композиция «Мария Магдалина у Креста Христова», расположенная в хоре.
Регенсбургский собор построен на месте более древних, несколько раз сменявших друг друга церквей, самая ранняя из которых была основана еще в эпоху Каролингов (ее остатки были обнаружены в ходе реконструкции собора в 1980-х гг.). Остатки предыдущей постройки, относящейся к 1155—1164 годам, сегодня можно увидеть в капелле Всех Святых. Куполообразный потолок капеллы напоминает дворцовую капеллу Карла Великого в Аахене и церковь Сан-Витале в Равенне. До нашего времени сохранились настенные и потолочные росписи, отличающиеся прекрасным качеством исполнения. Фрески посвящены библейским сюжетам и сценам из жизни святых.
В передней части хора, слева от нового алтаря (1976 г.), стоит трон епископа, символизирующий особую роль Регенсбургского собора как крупного духовного центра Южной Германии. Всего в соборе устроено пять алтарей, и все они оформлены с духе господствующей в храме готики. Главный алтарь, расположенный в восточной части собора, изготовлен из серебра неизвестными аугсбургскими мастерами в 1695—1785 годах. Новое бронзовое распятие выполнено местным регенсбургским скульптором Рудольфом Кёллером.
Многочисленные надгробия, памятники и мемориальные доски напоминают о религиозных и общественных деятелей прошлого, погребенных в стенах Регенсбургского собора. В их числе — епископы Иоганн Михаэль фон Сайлер (1829—1832 гг.), Георг Михаэль Виттманн (1832—1833 гг.), архиепископ Михаэль Бушбергер (1927—1961 гг.). В восточной части нефа установлен бронзовый памятник принцу-епископу и кардиналу Филиппу-Вильгельму (ум. в 1598 г.), брату баварского герцога Максимилиана I. Мемориальная доска, посвященная памяти пастора Иоганна Майера, напоминает о трагических событиях последних дней Второй мировой войны: доктор Майер, пытавшийся спасти жизнь своих сограждан, в апреле 1945 года, незадолго до вступления в город американских войск, был казнен нацистами.
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: