Церковь аббатства Сен-Дени в Париже - это...
Наиболее интересным памятником ранней готики во Франции является знаменитая церковь аббатства Сен-Дени в предместье Парижа, построенная в XII веке. Она несет в себе множество элементов готической архитектуры, еще не дошедшей здесь до своего полного развития.
Древнее аббатство Сен-Дени посвящено святому Дионисию (Сен-Дени — святой Денис, Дионисий) — «святому патрону и апостолу Франции». Предание утверждает, что здесь находится гробница этого святого, над которой около 475 года по инициативе святой Женевьевы, покровительницы Парижа, была возведена церковь. В 574 году церковь была разграблена и сильно повреждена войском короля Сигеберта. При короле Дагоберте храм начали перестраивать, и эти работы были завершены уже после смерти короля, в 638 году. Столетие спустя, в правление Пипина Короткого, Сен-Дени снова начали перестраивать, фактически заново возведя стены на старых фундаментах. Новое здание храма было освящено уже во времена Карла Великого. Каждый раз при перестройке церкви ее алтарная часть сооружалась на месте гробницы Святого Дионисия.
Подобно многим храмам раннего Средневековья, здание церкви, как и все аббатство, напоминало небольшую крепость: зодчие предусмотрительно постарались совместить в прочной каменной постройке функции храма и оборонительного замка — времена были суровые... Кровли церкви венчали крепостные зубцы, а перед порталом на расстоянии двенадцати метров шел ров, наполненный водой. Подъемный мост, переброшенный через ров, вел к воротам аббатства, защищенным двумя башнями.
Около 1130 года аббат Сугерий — настоятель монастыря Сен-Дени, регент и королевский советник, весьма просвещенный деятель французского Средневековья, начал новую реконструкцию древней церкви. По замыслу Сугерия, строившийся храм должен был символизировать возросшее государственное значение Франции в европейском мире и бросить вызов Риму. При этом предстояло решить довольно щекотливую задачу: кардинально перестроить храм, сохранив его привычный облик, — ведь храм был глубоко почитаемой парижанами святыней.
При Сугерии были возведены новый, более широкий хор и трансепт, полностью перестроена крипта. Старый трехнефный зал для молящихся отреставрировали. Церковь украсили высокие витражные окна, хор был наполнен, по словам хрониста, «удивительным и непрерывным светом, насыщавшим красотой весь интерьер».
После смерти Сугерия работы по реконструкции церкви продолжались. Строительство велось медленно: Франция крайне нуждалась в деньгах. Наиболее интенсивно работы велись во время регентства королевы Бланки Кастильской. На все работы, связанные с перестройкой церкви Сен-Дени, было затрачено 450 тыс. серебряных ливров. В 1148 году закончили возведение южной башни, в 1219 году — северной. Буквально сразу после ее завершения в северную башню ударила молния, и работу пришлось продолжать: башню перестроили, увеличив ее высоту до 80 м. В основании башни находился большой восьмиугольный зал, окруженный колоннами. Впрочем, до наших дней она все равно не сохранилась: башню разрушили в XIX веке. А фасад церкви в результате последующих переделок изменился до неузнаваемости.
Официальной датой завершения строительства церкви Сен-Дени считается 1281 год. Но на протяжении многих столетий вокруг главного здания храма строились часовни-капеллы, производились многочисленные «поправки» и достройки в результате чего церковь Сен-Дени сохранила лишь часть своего первоначального облика. Реставрация церкви Сен-Дени проводилась в 1846—1870-м годах и с конца 1930-х по 1960-е годы.
Несмотря на все переделки, грандиозное здание церкви Сен-Дени является замечательным образцом ранней готики. Для украшения храма были приглашены лучшие мастера со всех концов Европы. Цветные витражи глубоких и чистых тонов, преимущественно синих, изготовлены в мастерских Северной Франции (Пикардия), мозаичный пол делали итальянские мастера, церковная утварь изготовлена ювелирами с берегов Рейна и из Англии, каменные скульптуры созданы резчиками из Бургундии. В каменном убранстве церкви Сен-Дени преобладал дух романского искусства: судя по рисункам начала XVIII века, фигуры были выполнены в несколько отвлеченной манере, в них присутствует схематизм раннего Средневековья. Тем не менее начала французской готической скульптуры, как и архитектуры, были заложены в Сен-Дени. Три портала западного фасада знаменитой церкви были украшены изготовленными в 1151—1165 годах многочисленными скульптурными изображениями. Но они до наших дней не сохранились — их разрушили во время Великой французской революции. В те годы средневековым храмам Франции был нанесен колоссальный ущерб, а аббатству Сен-Дени досталось едва ли не больше всех.
В облике церкви Сен-Дени сохраняются черты крепостного сооружения. Вертикальные линии портала, выдвинутые вперед контрфорсы создают ощущение тяжести и мощи. Внутреннее пространство храма, контрастируя с этой внешней суровостью, производит впечатление особой завершенности, ясной гармонии. Своды храма невысоки, и взгляд не теряется в безмерной вышине. Храм прекрасно освещен: свет падает сквозь застекленные окна верхнего яруса. Трансепт и неф украшают крупные окна-розы. Некогда интерьер церкви наполняли радужным светом многочисленные витражи, но теперь от них почти ничего не осталось — бульшая часть была разбита во времена Великой французской революции.
Между тем искусство средневековых витражей начало свой стремительный взлет именно с церкви Сен-Дени. Существовало две техники витражной росписи. Роспись типа «гризайль» производилась черной и серой краской по бесцветному стеклу дымчатого или зеленоватого тона. Второй способ — сюжетная роспись по наборному цветному стеклу. Цветное стекло варили в особых печах, затем готовые стекла нарезали в соответствии с намеченным эскизом, набирали на специальном шаблоне и покрывали по цветному фону росписью, после чего стекло обжигали. Изготовленные таким образом элементы будущего витража скреплялись между собой в соответствии с эскизом свинцовыми перемычками и вставлялись в железную раму, имевшую форму и размеры оконного проема. О сложности этой работы говорит хотя бы тот факт, что некоторые витражи имели размер в несколько метров и состояли из десятков фрагментов.
В трансепте церкви в 1261 году по повелению короля Людовика IX были установлены заново изготовленные гробницы шестнадцати французских королей, в том числе короля Филиппа IV Красивого, организовавшего процесс над тамплиерами. Церковь Сен-Дени служила королевской усыпальницей еще со времен династии Меровингов, правившей Францией с конца V века по 781 год. Заново изготовленные гробницы напоминали сложные сооружения в виде готических соборов либо выглядели как саркофаги с фигурами святых по периметру. Надгробия украшали портретные изображения королей.
Церковь Сен-Дени сыграла чрезвычайно большую роль в истории французской архитектуры. С нее началась история готики — нового архитектурного стиля, вскоре завоевавшего всю Европу.
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: