Собор Сент-Этьен в Бурже - это...
Небольшой французский городок Бурж, расположенный при слиянии рек Орон и Эрен, в 200 км к югу от Парижа, сегодня является административным центром департамента Шер. Холм, на котором стоит город, еще в галло-римские времена служил подножием для небольшого галльского укрепления. Сегодня на этом холме гордо высится кафедральный собор Сент-Этьен — четвертый по величине средневековый собор Франции.
С 1100 года Бурж стал центром королевских домениальных владений в Центральной Франции и резиденцией архиепископов Буржских — примасов Аквитании. Такое повышение статуса города не могло не сказаться на его архитектурном облике, и в 1195 году на месте сгоревшего романского храма архиепископ Анри Сюлли начинает сооружение нового огромного кафедрального собора. По средневековым меркам он был построен довольно быстро: хор был завершен в 1214 году, центральный неф возведен в 1225—1250-х годах, а сооружение западного фасада растянулось до 1270-х годов.
Собор в Бурже стал одним из первых произведений французской высокой готики. Однако в отличие от собора в Шартре, который стал отправной точкой для типично французского готического стиля, собор в Бурже имеет свой, совершенно неповторимый стиль. Он стоит особняком, и в архитектурном отношении представляет контраст и с Шартрским собором, и с другими французскими соборами, созданными по его образцу.
Снаружи собор несколько растянут и выглядит тяжеловесным. В то же время здание восхищает гармоничными пропорциями и единством композиции. В облике собора явно присутствует парижская традиция. Источником вдохновения неизвестного архитектора, создававшего проект, мог послужить собор Парижской Богоматери, но внутренняя планировка собора в Бурже совершенно отлична от планировки его парижского собрата. Прежде всего бросается в глаза отсутствие традиционного трансепта. Величественный западный фасад имеет пять порталов вместо трех, как в других готических французских соборах. Порталы завершаются стрельчатыми арками с ажурными круглыми окнами.
Над центральным порталом расположено огромное круглое окно-роза, относящееся к XIV столетию, — дар герцога Беррийского. Порталы и весь западный фасад щедро украшены скульптурным убранством, воплотившим в себе всю историю рода человеческого, вплоть до сцен Страшного суда. Каменное кружево Буржского собора — признанный шедевр готической скульптуры.
Главным акцентом фасада являются две невысокие мощные башни. Северная башня вошла в историю под названием «Масляная» — в память о разрешении жителям города употреблять масло и молоко во время поста в обмен на финансирование строительства башни. В 1505 году она рухнула и была восстановлена в 1542 году, однако симметрия башен при этом нарушилась.
Южная башня носит название «Глухая» — на ней отсутствуют проемы звонов и никогда не было колоколов. В XIII веке это могучее сооружение начало трескаться, и чтобы предотвратить разрушение, башню укрепили мощными контрфорсами.
Внутреннее пространство центрального нефа собора захватывает дух. Оно огромно. Впечатление, производимое Буржским собором, отчасти вызвано невероятной шириной четырех боковых нефов, уравновешивающих его высоту. Высота главного, центрального, нефа составляет 37 м, ширина — 15. При этом строители собора прибегли к весьма необычному приему: наружные и внутренние боковые нефы очень сильно разнятся по высоте (9,3 и 21,3 м соответственно). В результате создается пирамидальная композиция с вершиной в фонаре центрального нефа. Солнечный свет потоками льется внутрь через окна наружных боковых нефов, огромное окно-розу центрального нефа и через фонари внутренних боковых нефов. Ощущению простора способствует и то обстоятельство, что колоннада центрального нефа на 6 м выше, чем в Шартрском соборе.
Собор в Бурже славится на весь мир своими уникальными витражами. Созданные в XIII столетии, они отличаются особенной интенсивностью и чистотой красок. Яркий свет, льющийся через разноцветные витражи исключительной красоты, придает интерьеру собора редкое ощущение поэтичности, единства и гармонии.
Самые старые (XIII в.) витражи расположены в алтарной части собора. Они создавались под непосредственным руководством архиепископа Буржского Гийома де Донжона, сменившего в 1199 году Анри Сюлли. Он же разработал систему изображений на витражах. Главным содержанием этой «книги света» являются сцены земной жизни Христа, Пресвятой Девы и святого Этьена, а также Страшного суда и Апокалипсиса. Наряду с этим широко представлены сцены из Нового и Ветхого Завета, эпизоды из жизни различных святых и мучеников, пророков и апостолов, а также архиепископов Буржских.
Более поздними витражами украшены окна многочисленных капелл XV—XVII веков, где погребены члены многих знатных семейств. Самым лучшим и наиболее известным здесь является витраж «Благовещение», украшающий окно в капелле Жака Кёра — одного из жертвователей на храм. По его инициативе и в честь короля Карла VII около 1450 года была расписана ризница входящего в соборный ансамбль зала капитула — одна из немногих средневековых росписей, сохранившихся в соборе. К их числу принадлежат и фрески капеллы Дю Брейи, датируемые приблизительно 1475 годом.
Огромные размеры и, вероятно, огромная стоимость строительства стали причиной того, что собор Сент-Этьен так и остался уникальным явлением в истории готической архитектуры, не нашедшим продолжателей, хотя многие его черты были восприняты и развиты строителями соборов в Толедо, Бургосе и других городах за пределами Франции.
На протяжении своей долгой истории собор в Бурже несколько раз варварски разорялся: сперва гугенотами в XVI столетии, затем во времена Великой французской революции XVIII века. В результате были уничтожены многие бесценные витражи и скульптуры, похищены предметы декоративного убранства. Однако собор выдержал все испытания и прекрасно сохранился. В 1992 году он был отнесен ЮНЕСКО к числу памятников всемирного наследия.
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: