Собор в Альби - это...
В XII веке весь юг Франции был охвачен еретическим движением катаров, центром распространения которого стал небольшой городок Альби в провинции Лангедок. По имени этого города последователи учения катаров получили название альбигойцев.
Противостояние катаров с Церковью развивалось по нарастающей. В 1208 году альбигойцы убили папского легата, тем самым спровоцировав затяжной и кровавый военный конфликт, которому папа Иннокентий III придал характер Крестового похода. На стороне альбигойцев выступил тулузский граф Раймонд IV, поддержанный королем Арагона Педро II, однако подавляющее большинство европейских правителей поддержало действия папы. В 1244 году объединенное войско крестоносцев, возглавляемое Симоном де Монфором, взяло последнюю крепость альбигойцев — замок Монсегюр. Политическое и религиозное влияние катаров было окончательно подорвано. А зримым символом победы над ересью стал монументальный собор, сооруженный в Альби — городе, некогда служившем оплотом альбигойцам.
Первый камень в основание собора был заложен 15 августа 1282 года. Строительство растянулось на долгие два столетия. Освящение храма состоялось 23 апреля 1480 года, но строительные работы продолжались до 1512 года.
Подобно большинству соборов южной Франции, собор в Альби, будучи готическим, несет на себе отпечаток романской архитектуры. Инициатор его сооружения, доминиканский монах Бернар де Кастане, ставший в 1277 году епископом Альби, стремился превратить свою резиденцию в форпост христианства, и задуманный им собор как нельзя лучше выражает эту идею. Возвышающийся на высоком холме над рекой Тарн массивный однонефный храм выглядит скорее как средневековая крепость. Толщина его стен достигает 4,5 м. Высоко поднятые окна напоминают бойницы. Выступы контрфорсов, которым приданы округлые очертания, выглядят сродни крепостным башням, а могучая западная башня 90-метровой высоты напоминает скорее донжон феодального замка. Мрачный вид собора усиливается почти полным отсутствием декора на его стенах, целиком сложенных из красного кирпича. Собор в Альби — самая большая кирпичная постройка в мире.
Посетитель, вдохновленный суровым внешним видом собора-крепости, вступая под его своды, невольно ожидает увидеть нечто подобное и внутри. Фантазия рисует мрачные голые стены, увешанные рыцарскими доспехами, аскетические лики ветхозаветных пророков, грубые дубовые скамьи и алтарь, похожий на плохо обработанную гранитную глыбу... Тем неожиданней оказывается ослепительный блеск и изящество внутреннего убранства собора. Вдруг вспоминается, что храм в Альби посвящен святой Цецилии — покровительнице духовной музыки, и кажется, что ее нежность и мягкость нашли свое отражение в окружающем великолепии.
Через прорезанные в толще кирпичных стен узкие высокие окна в храм льются потоки света. Они рассеивают царящий в соборе полумрак и озаряют прекрасные фрески и скульптуры. Изящные стрельчатые арки, украшенные изысканными каменными рельефами, устремляются ввысь. Синие и золотые геометрические узоры сплошь покрывают своды. Собор представляет собой однонефную базилику, в которой отсутствует трансепт, и хотя основное пространство отделяет от хора резная алтарная преграда (XVI в.), зрителя не покидает ощущение цельности и масштабности его объема.
Двенадцать квадратных в плане капелл тянутся по продольным сторонам нефа; венец из пяти капелл окружает хор, в галерее которого установлены полихромные статуи персонажей Ветхого и Нового Завета. Фигуры ангелов и колонны кафедры, датированной 1529—1535 годами, вырезаны из белого камня. Стены покрывают фрески, выполненные итальянскими художниками XVI столетия. Росписи сводчатого потолка имеют площадь 97 x 28 м и представляют собой самое большое произведение итальянской ренессансной живописи во Франции. Из числа художественных сокровищ собора наиболее внушительное впечатление производит гигантская фреска «Страшный суд» на западной стене, написанная неизвестными фламандскими мастерами в 1475—1480 годах. А огромный орган, созданный в 1736 году Кристофом Мушерелем, является сегодня одним из трех лучших органов Франции.
Собор в Альби — наиболее яркий памятник южнофранцузской готики. Под его влиянием в последующие годы строились соборы и церкви в Тулузе, Барселоне и, что совсем неожиданно, — во многих городах Англии. «Стиль Альби» был особенно популярен в Викторианскую эпоху (2-я пол. XIX в.), когда в Англии возродилась мода на готические постройки. Такова притягательность великих памятников архитектуры. Спустя многие века они продолжают вдохновлять мастеров на новые творения.
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: