Шартрский собор - это...

Старинный французский город Шартр, административный центр департамента Эр-и-Луар, находится в 90 км к юго-западу от Парижа. История города восходит к середине I тысячелетия. Приблизительно к этому же времени относится строительство в Шартре первой христианской церкви, которая, как считают, была построена на месте, где во времена галлов находилось кельтское языческое капище. А спустя некоторое время после постройки первой шартрской церкви — не ранее VIII столетия — в Шартре появилась драгоценная реликвия христианства: Покров Богоматери. Предание утверждает, что именно этот покров был на Деве Марии в момент рождения Иисуса Христа.

Согласно одной из наиболее распространенных версий, реликвия появилась в Шартре во времена правления французского короля Карла II Лысого. К тому времени в Шартре сменились уже три церковных здания (все они сгорели от пожаров), и епископ Жильбер вел реконструкцию четвертого, обратив его в городской кафедральный собор. Реконструкция храма началась в 859 году после разорения города норманнами годом раньше. Карл Лысый пожертвовал в восстановленный собор драгоценную реликвию — Покров Девы Марии.

В 911 году под стенами Шартра снова появились норманны. Тогда произошло первое чудо, связанное с Покровом. Шартрский епископ Жантельм, надеясь на заступничество Девы Марии, вывесил Покров на городской стене, и норманны, как свидетельствует старинная хроника, обратились в бегство.

Второе чудо в Шартре произошло в 1194 году, когда Шартрский собор, где хранилась священная реликвия, был практически полностью уничтожен громадным трехдневным пожаром. Но ларец, в котором хранился Покров Девы Марии, уцелел! Буквально в последний момент его успели перенести в подземный тайник-часовню, который спас от гибели драгоценную святыню.

Практически сразу после пожара, в 1194 году, в Шартре началось строительство нового собора, затмившего собой все предыдущие постройки. От старого храма уцелел только западный фасад, который был органично включен в объем нового здания.

Новый собор, посвященный Деве Марии и получивший название Нотр-Дам де Шартр, строился почти полтора века и был освящен в 1260 году в присутствии короля Людовика IX. Это первый в истории Франции собор, посвященный Деве Марии. Одновременно строительство Шартрского собора ознаменовало собой триумф нового архитектурного стиля, готики, на протяжении нескольких столетий безраздельно царившего в Европе. Нотр-Дам-де-Шартр является одним из лучших образцов «чистой» готики, с теми характерными особенностями этого стиля, которые присущи французским средневековым постройкам.

Шартрский собор — одно из величайших творений готической архитектуры и европейской христианской культуры в целом. Его ценность в том, что он сохранился до наших дней практически нетронутым. Расположенный на высоком холме над городом, Шартрский собор получил название «Акрополь Франции». Его сравнивают с энциклопедией, в которой отразилось миропонимание различных слоев французского общества первой половины XIII века.

Шартрский собор сложен из очень прочного песчаника, который добывался в каменоломнях Бершера, в 8 км от Шартра. Некоторые каменные блоки в стенах собора достигают двух-трех метров в длину и одного метра в высоту. В плане собор представляет собой трехнефную базилику. С западной стороны к зданию храма примыкают две башни, каждая высотой около 90 м. Они очень разные и мало похожи друг на друга. Северная башня, более ранняя, построена в 1134—1150 годах, а венчающий ее ажурный шатер был установлен только в 1513 году. Шатер украшает прихотливое каменное кружево, характеризующее эпоху поздней готики. Первоначально башня была покрыта деревянным шатром, но он сгорел в начале XVI века. Тогда в 1507—1513 годах архитектор Жан Тексие возвел над башней каменный шатер. Южная башня — «Старая колокольня» — выглядит гораздо более строго. Построенная в 1145—1165 годах, она сохраняет линии «чистой» готики и выдержана в едином стиле с основным зданием собора.

Западный фасад Шартрского собора — единственное, что уцелело от предыдущей постройки. Его создание относится к 1170 году. Фасад украшают три портала с великолепными каменными барельефами, относящимися к XII веку. В центральном портале, который называется Королевским порталом, расположена композиция «Христос во славе». Слева и справа от фигуры Христа — фантастические крылатые животные, под ними идет широкий скульптурный пояс с тщательно выполненными фигурами святых. Каменные рельефы XIII века украшают северный и южный фасады. Помимо них с севера и с юга на фасадах здания можно видеть весьма характерное для французской готики огромное круглое кружевное окно, в проемы которого в свинцовых переплетах вставлены цветные витражи. «Эти огромные круги света, эти огненные колеса, которые мечут молнии, — одна из причин красоты Шартрского собора», — писал французский историк искусства Э. Маль. Диаметр окон трансепта составляет 13 м. Подобное окно вошло в историю искусства под названием «роза». Впервые оно появилось в Шартрском соборе, как утверждают, по заказу короля Людовика IX Святого и его супруги королевы Бланки Кастильской. На витражах «розы» можно видеть гербы Франции и Кастилии, сцены из земной жизни Богоматери и сцены Страшного суда.

Высота центрального нефа Шартрского собора составляет 37 м, высота боковых нефов — 14 м. Одной из особенностей храма и его достопримечательностью является обилие цветных стеклянных витражей. Их в соборе 176, и общая площадь витражей составляет около 2 тыс. кв. м. Это самый большой из дошедших до наших дней ансамбль средневековых витражей. Шартрский собор — один из немногих соборов Франции, который почти полностью сохранил свое витражное убранство.

Снаружи витражи выглядят почти бесцветными. Их магия раскрывается только в интерьере собора, когда солнечные лучи, проникая сквозь цветные стекла, придают древним краскам наибольшее звучание. В оттенках витражного стекла преобладают красный, сиреневый и голубой. Общую сиреневато-розовую тональность освещения храма в солнечный день пронизывают сполохи красного цвета, а в пасмурную погоду в соборе доминирует голубое мерцание.

«Когда солнце горячо, плиты пола и поверхность столбов покрываются огненными, ультрамариновыми и цвета граната пятнами, растушеванными на зернистой поверхности камня, как от прикосновения пастели, — писал Жан Вийе, исследователь витражей Шартрского собора. — В серую погоду вся церковь наполняется голубоватым мерцанием, придающим большую глубину перспективе, сводам — больше таинственности».

Витражи Шартрского собора сравнивают с иллюстрированной книгой — их тематика чрезвычайно разнообразна. Наряду со сценами из Ветхого и Нового Завета, с пророками и святыми здесь изображены французские короли и рыцари, ремесленники и крестьяне. С особым мастерством исполнен витраж с изображением Богоматери, получивший название «Богоматерь прекрасного окна» и относящийся к XII веку.

Изготовление цветных витражей в Средние века стоило очень дорого, и почти все они являются пожертвованиями на храм, сделанными богатыми людьми. Поскольку витражи изготавливались разными мастерами в разное время, они заметно отличаются друг от друга.

Богатейшее наружное и внутреннее убранство собора насчитывает в общей сложности около 10 тыс. скульптурных изображений. В соборе находится огромный резной деревянный алтарь, на котором изображено сорок сюжетов на евангельские темы. На изготовление алтаря ушло более двух столетий — он был начат в 1514 году, а закончен только в начале XVIII века. На полу собора цветными каменными плитками выложен своеобразный лабиринт, обозначавший для кающихся паломников тот путь, который они должны были проползти на коленях.

Во все времена паломников привлекали драгоценные реликвии христианства, хранившиеся в Шартрском соборе. До XVIII столетия в соборе хранились голова матери Девы Марии — святой Анны, и очень древняя и глубоко почитаемая деревянная статуэтка Богоматери, носящей под сердцем ребенка, называвшаяся «Черная Мария». Это одно из ранних изображений Девы Марии, вероятно, относилось к первым векам христианства. В конце XVIII столетия, во время погрома, устроенного в годы Великой французской революции, фигурка погибла в огне пожара.

В реликварии собора по сей день хранится Покров Богоматери (Святой Покров — Sainte Chemise). Сегодня он представляет собой фрагмент шелковой ткани бежевого цвета длиной около 2 м и шириной 46 см. Первоначально его длина составляла около 5,5 м, но во время революции, чтобы спасти реликвию, духовенство Шартрского собора разделило Покров на несколько фрагментов, которые были розданы людям, сохранившим верность Христу в кровавые времена «свободы, равенства и братства». В 1819 году самый крупный из этих фрагментов был возвращен в храм.

Проведенная в 1927 году экспертиза Покрова Богоматери показала, что ткань практически обесцвечена и время ее изготовления относится к эпохе гораздо более древней, чем VIII—IX века — когда реликвия появилась в Шартре. Предполагаемое время изготовления ткани — I век н. э. «Во время проведения исследования, — говорится в акте экспертизы, — не было выявлено никаких фактов, опровергающих предположение, согласно которому на Деве Марии в момент рождения Иисуса Христа была надета именно эта ткань. Тем не менее данное предположение остается всего лишь гипотезой, которая пока что не получила научного подтверждения». Это положение по сей день остается в силе.


Определения, значения слова в других словарях:

Величайшие храмы мира
Амьен — главный город Пикардии, исторической области на северо-западе Франции, расположенный на реке Сомма. В центре города возвышается огромный собор — самая большая готическая постройка во Франции. Строительство собора в Амьене началось почти одновременно со строительством...
Величайшие храмы мира
Наиболее интересным памятником ранней готики во Франции является знаменитая церковь аббатства Сен-Дени в предместье Парижа, построенная в XII веке. Она несет в себе множество элементов готической архитектуры, еще не дошедшей здесь до своего полного развития. Древнее аббатство...
Величайшие храмы мира
В XII веке весь юг Франции был охвачен еретическим движением катаров, центром распространения которого стал небольшой городок Альби в провинции Лангедок. По имени этого города последователи учения катаров получили название альбигойцев. Противостояние катаров с Церковью...
Величайшие храмы мира
Шедевром зрелой готики и настоящей «Академией искусств» для средневековых мастеров стал собор в Реймсе. Этот город в сердце Шампани издавна служил местом коронации французских королей, а с 1179 года этот обряд совершался там постоянно. Первым королем, короновавшимся в Реймсе,...
Величайшие храмы мира
Страсбург — главный город исторической области Эльзас, расположенной на северо-востоке Франции. История его уходит далеко в глубь времен. В I веке н. э. здесь, на месте древнего кельтского поселения, возник укрепленный римский лагерь Аргенторатум. Спустя четыре столетия он был...
Величайшие храмы мира
Собор Парижской Богоматери построен в западной части острова Сите, на месте, где в I веке н. э. находился древнеримский алтарь, посвященный Юпитеру. Среди готических храмов Франции собор Парижской Богоматери выделяется строгим величием своего облика. По красоте, пропорциям, по...
Величайшие храмы мира
Небольшой французский городок Бурж, расположенный при слиянии рек Орон и Эрен, в 200 км к югу от Парижа, сегодня является административным центром департамента Шер. Холм, на котором стоит город, еще в галло-римские времена служил подножием для небольшого галльского укрепления....

Поделиться:

Реклама