Я - это...

- фундаментальная категория философских концепций личности, выражающая рефлексивно осознанную самотождественность индивида. Становление в онтогенетическом плане понимается в философии как социализация, в филогенетическом - совпадает с антропосоциогенезом. И если для архаических культур характерна неразвитость как социокультурного феномена (наиболее яркое проявление которой - неконституированность в соответствующем языке местоимения первого лица единственного числа: наличие нескольких неэквивалентных контекстно употребляемых терминов или его отсутствие вообще, как в древнекитайском языке вэньянь, носители которого обозначали себя именем конкретного социального статуса или выполняемой ситуативной роли), то в зрелых культурах феномен эксплицитно артикулируется и обретает приоритетный статус (англ. "I", пишущееся с большой буквы). Важнейшими вехами становления идеи и феномена явились в европейской культурной традиции космокритериальная трактовка человека в античной культуре ("человек есть мера всех вещей" по Протагору), остро персоналистическая артикуляция индивида в христианстве, антропоцентризм культуры Ренессанса, антиавторитаризм идеологии Реформации, личностный пафосромантизма, гуманизм новоевропейского Просвещения, оформлениеиндивидуализма в рамках индустриальной модернизации. Однако центральным моментом в этом процессе выступает характерный для Европы христианский теизм с его напряженной артикуляцией личностного и индивидуального начала (индивидуальная душа как "образ и подобие" остро персонифицированного Бога, открытого для субъект-субъектного диалога). Экспликация эволюции содержания категории "" фактически была бы изоморфна реконструкции историко-философской традиции в целом. В качестве основных масштабных векторов этого процесса могут быть обозначены экзистенциально-персоналистское и объективистски-социальное направления трактовки , в контексте оппозиции которых разворачивается классическая традиция интерпретации данной категории. Экзистенциально-персоналистское направление фокусирует внимание на внутреннем и, в первую очередь, духовном мире индивида: от древнеиндийского Атмана (санскр. "я-сам") до неклассических концепций в неофрейдизме (концепция "индивидуальной психологии" А.Адлера), экзистенциализме ("фундаментальный проект" индивидуального существования в философии Сартра), персонализме (личность как высшая ценность бытия "между Богом и миром") и др., что задает интроспекцию как основной метод изучения (Дильтей). Интегральной характеристикой концепций этого рода является рассмотрение как самодостаточного, трансцендентного по сути по отношению к другим и монологизирующего. Объективистски-социальное направление, напротив, ориентировано на трактовку в качестве элемента объективно сложившейся социальной системы: от наивного социального реализма античности до социологизма, мыслящего в качестве комбинации объективных социальных параметров ("зеркальное " у И.Кули и в интеракционизме Дж.Г.Мида, "личность как совокупность общественных отношений" у Маркса) или соответствующих тому или иному социальному статусу ролей (в социометрии Дж.Морено), что задает методологию дедуктивного и однозначного выведения индивидуального поступка из общих социальных условий (объяснение "социального социальным" у Э.Дюркгейма). мыслится в рамках этого направления как включенное в социальную структуру и взаимодействия внутри нее и, следовательно, диалогизирующее, однако, диалог в данном случае оказывается подмененным объективным функционально-формальным взаимодействием (интеракцией), конституируясь вне исконно-глубинной индивидуально-духовной сущности индивида. Противостояние этих подходов органично снимается в философии постмодерна, синтетически соединившей означенные антропологические парадигмы. (К транзитивным моделям , конституирующимся на стыке классической дуальности и неклассического синтетизма, относится теория социального сравнения и самовыражения .Д.Бема.) В рамках современной философии оформляется "философия диалога", исходящая из того, что ни объективизм, ни субъективизм не оказались способны исчерпывающе корректно осмыслить фундаментальные основания "личностного бытия", и стремящаяся отыскать эти основания в "феномене общения" (Левинас). В рамках хайдеггеровской аналитики "Вот-бытия" бытие как "бытие-в-мире" является принципиально коммуникативным по своей сути: "бытие-с" (со-бытие с Другим). В заданном контексте фигура Другого оказывается конституирующе значимой. Сам способ бытия индивида артикулируется Сартром как "быть видимым Другими" (ср. "Бытие и время" Хайдеггера и "Время и Другой" Левинаса). В целом не есть онтологическая (субстанциальная) данность, но конституируется лишь в качестве "отношения с Ты" (Бубер). По формулировке Сартра, "мне нужен другой, чтобы целостно постичь все структуры своего бытия", т.е. индивидуальное бытие как бытие "в своем бытии содержит бытие другого", и в этом отношении "бытие-с-Пьером" или "бытие-с-Анной" является, по Сартру, "конститутивной структурой моего конкретного бытия", и при этом "мое бытие-для-другого, т.е. мое -объект не есть образ, отрезанный от меня и произрастающий в чужом сознании: это вполне реальное бытие, мое бытие как условие моей самости перед лицом другого и самости другого перед лицом меня". Именно "опыт Ты" как последовательное восхождение к открытости общения вплоть до признания Другого равным участником диалога и как основа "открытости и свободного перетекания в Ты" (Гадамер) является основополагающим для становления подлинного . Таким образом, "кто-нибудь, говорящий "", направляется к другому человеку" (Левинас). В этом контексте важно, что коммуникация несводима к информационному обмену, - она может и должна быть истолкована как экзистенциально значимая, ибо "является одновременно процессом достижения согласия" (Апель), а "духовная реальность языка есть реальность духа, которая объединяет " и Ты" (Гадамер). И если для философской классики типична характеристика индивидуального сознания через его интенциональность как направленность на объект, то для философии второй половины 20 в. центральной становится его характеристика через стремление к другому как фундаментальное "Метафизическое Желание" (Левинас), воплощенное даже в векторности речевой практики ("говорить - это значит говорить кому-нибудь" у Гадамера) и внутренней структуре языка (Левинас о "звательном падеже" как репрезентации "Метафизического Желания"). Именно "опыт Ты" задает возможность выхода индивидуальности за пределы собственного существования (трансценденция за пределы экзистенции), организует процесс интериоризации феномена "мы" и формирования на этой основе как "личности и человечности" ("иначе, чем быть"), так и рефлексивного "распознавания Самости" (Левинас). Рефлексия как основа и исток самотождественности личности (ее самость) "происходит из интериорного измерения": "в бытии того же самого, - в бытии себя самого, в отождествлении интериорного мира" (Левинас). И на самом дне Другого - как финал и результат коммуникации - субъект обретает самого себя, "игра речей и ответов доигрывается во внутренней беседе души с самой собой" (Гадамер), - коммуникация конституируется как рефлексивная: "двойником... является моя самость, которая покидает меня как удвоение другого" (Делез). Но и сам Другой конституируется в этом контексте как собственное бессознательное, понятое как "голос Другого" (Лакан), артикулирующийся "через конституирование самим " (Делез). Многократное зеркальное удвоение этой обоюдности задает ситуацию тотального квазидиалога, в котором находят свое разрешение и говорение бытия (как бытия Других) устами , и взаиморезонирующее конституирование параллельных , каждое из которых возможно лишь как оборотная сторона возможности быть Другим для другого . Таким образом, атрибутивной и фундаментально конституирующей характеристикой выступает его самовыстраивание в контексте оппозиционного отношения с не-: объектом (природным "оно") или объективированной социальной средой в классической философии, зиждящейся на рефлексивном осмыслении субъект-объектной процедуры, и бытием Другого в постмодернизме, несущей семантической структурой которого выступает процедура субъект-субъектного отношения.


Определения, значения слова в других словарях:

Я

Общая психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского
Я — процесс и результат выделения человеком самого себя из окружающей среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, переживать свою целостность и тождественность с самим собой — как в отношении своего прошлого, так...

Я

Клиническая психология. Словарь под ред. Н.Д. Твороговой
Я, Эго (Ego) — одна из сфер психоаналитической структуры личности (Оно — Я — Сверх-Я), характеризующаяся внутренним осознанием самой себя и осуществлением приспособления личности к реальности. З. Фрейд представлял "Я" как особую дифференцированную часть "Оно", (которая...

Я

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
тридцать третья буква русского алфавита. В русском варианте нумерологии е значение равно 3. Она физическая. На свете немало воров, и буква Я – один из них. Однако это раскаявшийся грешник, вступивший на путь исправления. Я очень своенравна и любит «взбрыкнуть». Ей свойственны...

Я

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
(евр. ЙА), слово, с помощью которого элохимы образовали миры. Слог этот представляет народную переработку и одну из многих форм «тайного имени» Иао.

Я

Символы; знаки; эмблемы: Энциклопедия / авт.-сост. В.Э. Багдасарян; И.Б. Орлов; В.Л. Телицын
Я — символ материального и духовного света; символ, постижимый разумом, мужская сущность мудрости. Я — символ превосходства человека над природой, осознание человеком своих достоинств, стремление человека заявить о себе как о личности, вырваться из однородной социальной среды. Я...

Я

Философский словарь
(Евр.) Как утверждается в "Зохаре" - слово, с помощью которого Элохимы образовали миры. Слог этот есть народная переработка и одна из многих форм "тайного имени" Иао. (См. "Иахо" и "хо".)

Я

Философский словарь
- фундаментальная категория философских концепций личности, выражающая рефлексивно осознанную самотождественность индивида. Становление в онтогенетическом плане понимается в философии как социализация, в филогенетическом - совпадает с антропосоциогенезом. И если для архаических...

Я

Психологическая энциклопедия
Один из наиболее доминантных аспектов человеческого опыта – навязчивое ощущение уникальности собственного существования, то, что философы традиционно называют проблемой идентичности личности, или . Соответственно, этот термин довольно хорошо представлен в психологической теории...
Психологическая энциклопедия
1. Вообще – совершенные и очень высокие характеристики Я, в том смысле, что человек хотел бы таким стать. Когда этот термин употребляется таким образом, он относится к своего рода личностной цели – гармонически развитой личности. 2. В теории Карен Хорни – невротическийобраз Я, в...
Психологическая энциклопедия
Образ (или, возможно, лучше сказать, представление о) Я; то Я, которым, как предполагает человек, он является. Многие моделиневроза, особенно модель Карен Хорни, построены на часто наблюдаемых ситуациях, когда реальное Я человека довольно резко не соответствует его образу Я. См...

Поделиться:

Реклама