Я - это...
Один из наиболее доминантных аспектов человеческого опыта – навязчивое ощущение уникальности собственного существования, то, что философы традиционно называют проблемой идентичности личности, или . Соответственно, этот термин довольно хорошо представлен в психологической теории, особенно в областях социальной психологии и психологии развития, в исследованиях личности и в сфере психопатологии. Не удивительно, что различия в способах употребления чрезвычайно сильные и довольно несистематические, и то, какое значение предполагается, часто связано с тем фактом, что термин может использоваться таким образом, который тонко взаимодействует с грамматическими формами. Чтобы оценить эту проблему, см. статью само. Ниже приводятся шесть значений термина , которые, видимо, в основном, подразумеваются при его употреблении: 1. как внутреннийагент или сила, наделенные контролирующими и направляющими функциями в отношении мотивов, страхов, потребностей и т.д. Здесь – гипотетическое существо, признанный аспект души с предназначенной ему определенной ролью. Это значение встречается в понятии Адлера о творческом , в Салливановской системе и в ранних работах Юнга. 2. как внутренний свидетель событий. Здесь рассматривается как компонент души, выполняющий интроспективные функции. Это , предположительно, может наблюдать то , которое выражается в значении 1. Уильям Джемс подчеркивал в 1890 г., что эти два значения можно было бы лучше всего выразить словами те и /, при этом те – известное , как объект в значении 1, и/ – знание о себе, как субъект в значении 2. 3. как совокупность опыта личности и ее выражения, как живое существо. Здесь этот термин используется всеобъемлюще и относительно нейтрально, и другие термины, такие какэго, личность, индивид, организм и т.д., являются допустимыми синонимами. 4. как синтез, как организованное персонализированное целое. Это значение подобно значению 3, но с дополнительной коннотацией, что человек концентрируется на интегра-тивном аспекте. Те, кто используют этот термин, таким образом, часто представляют это как логическийконструкт, который выводится косвенно из ощущений индивидом личностной непрерывности, несмотря на изменения во времени. Таким образом, обычно, термин личность является допустимым синонимом для этого значения (но см. эту статью для обсуждения проблем с его употреблением). 5. как сознание, осведомленность, концепция личности; как идентичность. Термин Гордона Оллпорта проприум здесь является подходящим синонимом. 6. , как абстрактная цель или конечный пункт на некотором личностном измерении. Это значение воплощено, в частности, в более поздних работах Юнга, в котором стало пониматься как окончательный архетип, находящийся между сознанием и бессознательным, достижение , таким образом, является заключительным выражением духовного развития человека. Маслоу также выражал это значение, но только косвенно, в составном термине самоактуализация. Обратите внимание, что значения 1-5 рассматриваются, в той или иной форме, как существующие аспекты личности человека; а значение 6 – нет, это, скорее, потенциал личности.
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: