Суфизм - это...

СУФИЗМ (араб. "суф" — грубая шерстяная ткань в значении "рубище"; иная версия — от араб. слова "сафва" — "чистота", "святость") — в исламе — мистико-аскетическое течение, главной идеей которого выступает идея осуществимости личного и интимного единения верующего с Аллахом. Главной компонентой С. является не столько вероучение, сколько практика аскетизма, дополненная — до предела, до мистического (см. Мистика) экстаза — "упованием на Аллаха". Территория распространения С. — от северо-западной Африки до Индии и Китая, включая Индонезию.

Основатель С. — Хасан аль-Басри (624—728). Классический труд, посвященный С., — 10-томный трактат "Украшения святых аскетов и классы подвижников" — принадлежит перу Абу Ну`айма аль-Исфахани (948—1038). На протяжении 9—10 вв. С. трансформируется из проповеди аскетического благочестия в сложную доктрину, сопровождаемую детально разработанной и оригинальной психотехникой духовного совершенствования.

В раннем С. констатировалось, что он являет собой "познание божественной реальности и отказ от мирских владений". В свою очередь, аль-Халладж, поэт-суфий, распятый и обезглавленный в 922, писал об умонастроениях С.: "Сначала — молчание, затем — безмолвие, потом — полная немота. Сначала — познание, затем — экстаз, потом — могила".

Величайший авторитет С. — шейх Мохиддин ибн Араби (1165—1240). Стал приверженцем С. в 1184, достигнув на пути духовного совершенства высшего почетного титула "полюс полюсов". Главный труд, нередко именуемый "энциклопедия С.", "Мекканские откровения" (текст объемом 4000 страниц, включающий 560 глав). Согласно ибн Араби, постигающий Аллаха неизбежно ограничивает Его именно как постигающий: "Если ты утверждаешь трансцендентность ("танзих". — Н. С.), то ставишь Аллаху пределы, если же ты утверждаешь имманентность ("ташбих". — Н. С.) — ты ограничиваешь Его". Аллах не может трактоваться как Личность, управляющая миром, так как это бы означало описывать Его через нас самих". По мысли ибн Араби, бессмысленно различать и противопоставлять "правоверие" и "неверие": чему бы человек не поклонялся, он все равно поклоняется божественному воплощению в его особом проявлении.

Известна притча о споре суфия Малика Динара с безбожником (имеется в виду неверующий в Аллаха, но — что не исключено — придерживавшийся какой-то иной веры). Для решения вопроса о том, чья вера сильнее (тем самым и более истинна), оба спорщика помещают руки в пламя костра. У обоих руки оказываются неповрежденными. Мусульманский подвижник опечалился, поскольку он долгие годы — истово, не выказывая никаких сомнений и колебаний, отреченно — веровал в Аллаха. И вдруг он слышит внутренний глас Господа: "Глупец! Ведь это твоя вера спасла, защитила и того, другого".

В современных трактовках (И. Гольдциер) эволюция С. выглядит так: "От простого аскетизма и отказа от мира суфийское движение поднялось (благодаря неоплатоновскому учению об эманации, которое является одним из его идейных истоков) к доведенной до предела духовной страсти и возвышенной любви к Богу, а оттуда — к идеалу слияния и растворения индивидуального бытия в божественном, т. е. к пантеистической концепции мира".

В С. принято выделять три главных течения: 1) "чувственное", ориентировавшееся на духовный опыт и обращавшееся для самовыражения к эротической символике; 2) "этико-моральное", требовавшее очищения души и подготовки к созерцанию Бога на путях аскезы и подвижничества; 3) "спекулятивное", сформировавшееся под воздействием теории эманации неоплатоников.

По самооценке приверженцев С., сущность С. — это Истина, практика С. — движение к Истине, существо этого движения — Любовь, движение как таковое — Путь к Богу, сам приверженец С. — суфий — это влюбленный в Истину.

Путь к Богу включает в себя следующие составляющие: "факр" (духовная нищета, включающая одновременно как ощущение своего несовершенства, так и желание совершенства); безусловная любовная преданность; "зэкр" — постоянное самоотреченное воспоминание Бога (человека должно полностью покинуть внимание к собственному "я"); стадия "очищения", без которой недостижим "порог Истины". Через состояние "фана" — "исчезновение", "умирание для себя и для мира" — можно обрести состояние "бака" (жизнь в Аллахе, постоянство в Возлюбленном). Высшей степенью обретения единства с Богом в С. выступает не опьянение слиянием, мистический экстаз, а "трезвость единения". Обретение душой статуса "совершенного Человека" означает выход на уровень/план самого пророка Мухаммада.

Таким образом, с позиций С., мольба Бога о чем-то есть подлинная ересь — молящийся постоянно напоминает о своем существовании. Если приверженец С. что-то выспрашивает у Бога, то лишь самого Бога.

Широко известны имена поэтов-суфиев (приверженцев С.): Ибн аль-Фарид (12 — первая половина 13 в.), Саади Ширази, Хафиз, Джалалуддин Руми и, наконец, Омар Хайям (11—12 вв.).

Молитва, приписываемая суфийской поэтессе Раби`и аль-Адавии (ум. 801), гласит: "О, Аллах! Если я поклоняюсь Тебе из страха перед адом, сожги меня в аду. Если я поклоняюсь Тебе в надежде на рай, не допусти меня в рай. Но если я поклоняюсь Тебе ради Тебя Самого, не лишай меня Твоей извечной красоты".

Н. С. Семенов


Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
(от араб. суф – шерсть), мистическая традиция в Персии. Эзотерическая философия магометанства. В наше время существует множество суфийских орденов и подорденов. Основным суфийским духовным упражнением является зикр повторение имени Бога или некоторых фраз из Корана. Суфийский «...
Философский словарь
эзотерическое направление в исламе, возникшее, видимо, еще при жизни пророка Мухаммада. Термин восходит по одной версии к слову «суф» - шерсть, поскольку такое одеяние было обычным для аскетов и отшельников. Более вероятна версия появления этого термина от греческого слова «...
Философский словарь
(Греч.) От корня София, "Мудрость". Мистическая секта в Персии, напоминающая ведантистов; и хотя она довольно многочисленная, но включает в себя лишь очень образованных людей. Они заявляют, и вполне справедливо, что обладают эзотерической философией и учением истинного...
Философский словарь
- мистич. направление в исламе. Название происходит от араб. суфи, что переводится как «шерсть». Первоначально су-фии, т. е. «одетые в шерстяной плащ», проповедовали идею полного отречения от индивид, воли. Затем развивается учение о мистич. любви с использованием сим-ьолики...
Философский словарь
(араб. ат-тасаввуф, предположительно от корня сфв - "быть нравственно чистым") - аскетически-мистическое течение в мусульманстве, ставящее целью достижение высшего Богопознания путем предания себя воле Аллаха в духе бескорыстной любви, в благочестивом подвижничестве,...
Философский словарь
- учение арабской философии о трансцендентном единении с Богом, мистическое направление мусульманского богословия, развивающееся в духе аскезы и иррационального самопознания как познания Бога. Существует две версии относительно происхождения этого слова. Согласно одной, С....
Теософский словарь Е.П. Блаватской
(Греч.) От корня София, «Мудрость». Мистическая секта в Персии, напоминающая ведантистов; и хотя она довольно многочисленная, но включает в себя лишь очень образованных людей. Они заявляют, и вполне справедливо, что обладают эзотерической философией и учением истинного...

Поделиться:

Реклама