Собор в Сакатекасе - это...
«2394 квадратных метра красоты». Такой эпитет нередко применяют к собору старинного мексиканского города Сакатекас. Расположенный в узкой горной долине на высоте 2496 м над уровнем моря, этот город в эпоху испанского колониального владычества являлся вторым по значению «серебряным городом» Мексики. Он был основан испанцами в 1546 году как поселок горняков при обнаруженных здесь богатых месторождениях серебра. Спустя четверть века в окрестностях Сакатекаса действовало 5 тыс. серебряных рудников, дававших пятую часть всех драгоценных металлов, добывавшихся в Новом Свете.
По мере роста добычи серебра рос и город. В XVI—XVIII веках он был третьим по величине городом Мексики. Среди других мексиканских городов колониального периода Сакатекас известен тем, что к XVIII столетию здесь сформировался и развился самостоятельный вариант стиля барокко (чурригереско), отличающийся необычайной пышностью. Храмы и дворцы Сакатекаса украшены не просто роскошно, а, пожалуй, чересчур роскошно. При этом в их декоративном убранстве отчетливо присутствуют местные индейские мотивы. Наиболее ярко этот стиль проявился в облике кафедрального собора Нуэстра Сеньора де ла Асунсьон.
Собор в Сакатекасе поражает своими гигантскими размерами и мощью архитектурного образа. Это один из красивейших соборов Мексики.
Нынешнее здание собора сменило двух своих предшественников. История первой церкви Сакатекаса не вполне ясна; известно только, что в 1558—1562 годах ее священником был Фернандо Мальдонадо и что сама церковь еще не имела сколько-нибудь важного значения — впрочем, как и сам город, основанный десятью годами ранее. Однако вскоре для быстрорастущего Сакатекаса уже потребовался более обширный и просторный храм, и старую церковь сменила новая, построенная в 1567—1585 годах. Однако она простояла всего лишь четверть столетия и была разрушена землетрясением. Тогда на ее руинах в 1612—1625 годах по проекту архитектора Ф. Хименеса и был построен собор Нуэстра Сеньора де ла Асунсьон.
Достройки, переделки и обширные реконструкции собора продолжались еще долгих три века. Южная башня достраивалась на протяжении всего XVII столетия, западный фасад собора был полностью переделан в 1734—1760 годах и тогда же получил свое великолепное убранство, заставляющее восхищенного зрителя замереть от восторга. В 1884 году старый купол был заменен новым, образцом для него послужил купол церкви в Лорето близ Мехико. В 1862 году храм официально получил статус кафедрального собора, а в 1904 году его строительство было окончательно завершено испанским архитектором Дамасо Мунетоном.
Несмотря на столь долгую строительную историю, собор в Сакатекасе выглядит удивительно гармоничным и цельным. В его облике безраздельно господствует чрезвычайно пышный стиль чурригереско (его еще иногда именуют «ультрабарокко»), принесенный в Мексику из Испании.
Местный розовый камень-песчаник, из которого выстроен собор, особенно красив на фоне лазурного неба. Башни-близнецы (XVII в.) доминируют над городскими постройками и видны издалека.
Фасад собора в Сакатекасе выполнен в стиле чурригереско. Ни до, ни после больше не создавалось ничего подобного. Чрезвычайно пышная, насыщенная каменная резьба, выполненная с невероятным мастерством, сверху донизу покрывает всю плоскость фасада. А архитектурные детали богато декорированы. Причем традиционные европейские мотивы — виноградные лозы, листья аканта — тесно переплетаются с индейскими. На фоне причудливого резного орнамента выделяются скульптурные изображения Христа и двенадцати апостолов и круглое окно-роза над центральным порталом.
Авторами этой «каменной вышивки» были местные индейцы-камнерезы. И хотя их творения выглядят порой наивными, порой провинциальными, в целом же каменная резьба собора в Сакатекасе по мастерству и силе эмоционального воздействия не уступает произведениям лучших мастеров средневековой Европы. А чрезвычайная тщательность исполнения некоторых деталей даже породила множество легенд. Так, рассказывают, что над украшением южного портала работал мастер-резчик, за какое-то преступление приговоренный к смерти. Исполнение приговора, однако, было отсрочено до тех пор, пока мастер не закончит свою работу. А он и не спешил ее заканчивать. Так, работая, придумывая все новые и новые декоративные элементы и воплощая их в жизнь, он спокойно дожил до старости и умер в срок, назначенный ему Богом...
Не менее прекрасен собор и внутри. В плане собор имеет форму латинского креста. Его центральный неф выше двух боковых. Интерьер собора оформлен в неоклассическом стиле. К сожалению, внутреннее убранство собора дошло до наших дней с большими утратами: в течение бесконечных гражданских войн, сотрясавших Мексику в XIX — начале XX века, храм несколько раз подвергался разграблениям. Так, в 1859 году генерал Хесус Гонсалес Ортега, которому нечем было платить своим наемникам, приказал изъять из собора крещальную купель XVI века, отлитую из чистого серебра, и начеканить из нее серебряных монет. И все же среди богослужебной утвари, хранящейся в соборе, до наших дней дошло множество предметов, изготовленных из литого серебра.
Собор Нуэстра Сеньора-де-ла-Асунсьон является выдающимся архитектурным и хуоджественным памятником и включен в число объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Ежегодно его посещают тысячи туристов.
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: