Храм Надписей в Паленке - это...
В то время, когда в Европе набирала силу Великая Римская империя и легионы Юлия Цезаря уходили на покорение Галлии и Британии, на другом краю Земли, в Новом Свете, появилась одна из величайших цивилизаций Америки — цивилизация майя. Просуществовав более тысячи лет, создав блестящие образцы архитектуры, живописи и скульптуры, эта цивилизация, пережив свой расцвет в VI—VIII веках, пала под ударами завоевателей с севера — тольтеков. Белокаменные города майя были заброшены и долгие столетия зарастали сельвой. И только сто пятьдесят лет назад эта Атлантида древней Америки, поглощенная океаном тропических лесов, начала постепенно приоткрывать завесу своих тайн...
Путешественники один за другим открывали в дебрях Юкатана затерянные города майя. Вслед за временем первопроходцев пришло время ученых — археологи, историки, этнографы, искусствоведы стали постоянными гостями древних городов. Но о чем могли рассказать эти руины, из которых уже давно ушла жизнь?
«Город был необитаем. Среди древних развалин не сохранилось никаких следов исчезнувшего народа, с его традициями, передаваемыми от отца к сыну и от поколения к поколению. Он лежал перед нами, словно корабль, потерпевший крушение посреди океана. Его мачты сломались, название стерлось, экипаж погиб. И никто не может сказать, откуда он шел, кому принадлежал, сколько времени длилось его путешествие и что послужило причиной его гибели», — писал первооткрыватель городов майя Джон Ллойд Стефенс.
Одним из таких «погибших кораблей» является Паленке — древний город, расположенный в северной части мексиканского штата Чьяпас. Отроги Чьяпасских гор образуют здесь естественное плато высотой около 70 м. На этом плато и был в VII веке построен Паленке — Начан, «Змеиный город» майя.
Расцвет города пришелся на VII—VIII века. В это время здесь строится несколько храмов, отличающихся особым изяществом и совершенством. А особое место среди древних памятников Паленке занимает легендарный Храм Надписей.
Храм Надписей, поразивший своим величием его первооткрывателей — Дж. Л. Стефенса и Ф. Казервуда, расположен близ западного угла Дворца правителей Паленке и является частью ансамбля Дворца правителей Паленке. В ясную погоду белокаменная пирамида храма видна с равнины на многие километры.
Свое название Храм Надписей получил от Стефенса и Казервуда — они назвали его так из-за обилия иероглифических надписей на стенах, лестнице и колоннах. Стены храма когда-то были украшены огромными плитами, сплошь покрытыми многочисленными барельефами, выполненными в реалистичной манере и очень выразительными. Среди храмовых надписей исследователи отыскали несколько дат, одна из которых — 692 год.
От чистых и гармоничных линий храма веет особой утонченностью. Он представляет собой продолговатую девятиступенчатую пирамиду высотой 28 м. Пирамида высечена в скальном грунте естественного холма, и тыльная часть сооружения опирается на его крутой склон. Девять ярусов пирамиды прорезает многоступенчатая лестница — в ней более семидесяти ступеней. Лестница ведет к верхней платформе, на которой расположен венчающий пирамиду храм-святилище — прямоугольное сооружение из трех комнат, надежно покоящееся на верхушке мощной пирамиды. Фасад храма прорезан пятью широкими оконными проемами. Здание увенчивает высокая, слегка вогнутая крыша, чем-то напоминающая крыши китайских пагод.
Стены и колонны храма украшены барельефами, аналогов которым нет ни в одном другом городе майя: они изобажают женщин, держащих на руках невероятно уродливых детей: лицо каждого ребенка закрыто маской бога дождя, а из детских ножек выползают змеи. В мифологии майя змея связана с небом, с небесной водой — дождем.
В центральном помещении святилища в западную стену вмурованы три большие серые плиты, на которых рядами, как фигуры на шахматной доске, вырезаны 620 иероглифов, — это самая длинная из известных надписей майя. Слева расположена крутая каменная лестница, которая уводит вниз. Там, в глубине пирамиды, было сделано одно из крупнейших открытий в истории изучения цивилизации майя...
Первоначально в среде ученых сложилось мнение, что пирамидальные храмы в городах майя являлись только святилищами, а сама пирамида была лишь высоким и монолитным каменным постаментом для святилища. Но в последние полвека под основаниями и в толще таких пирамид удалось обнаружить пышные гробницы царей и членов правящих династий. Впервые это открытие, ставшее сенсацией, было сделано в 1952 году мексиканским археологом Альберто Рус-Луилье в Храме Надписей в Паленке.
При расчистке руин Храма Надписей А. Рус-Луилье обнаружил под основанием святилища на вершине пирамиды скрытую лестницу, ведущую в абсолютно нетронутую царскую гробницу. У входа в нее в каменном ящике лежали скелеты пяти юношей и девушки, явно погибших насильственной смертью. Искусственно деформированная лобная часть черепа и следы инкрустации на зубах говорили об их знатном происхождении. Этих молодых людей из лучших семей города явно принесли в жертву по какому-то важному и особо торжественному случаю, вероятно, при погребении правителя Паленке, одного из самых почитаемых представителей правящей династии.
Погребальная камера представляла собой просторное помещение — 9 м в длину и 4 м в ширину. Высокий потолок гробницы уходил вверх, и его своды терялись в темноте, которую никак не мог рассеять слабый свет фонарей. Это была «огромная комната, как будто высеченная во льду, — писал А. Рус-Луилье, — своеобразный грот, стены и потолок которого выглядели как отшлифованные, или заброшенная часовня, купол которой был задрапирован занавесями из сталактитов, а из пола торчали толстые сталагмиты, похожие на огарки свечей».
На стенах склепа, через завесу наросших за века сталактитов и сталагмитов, были видны очертания девяти человеческих фигур, облаченных в одинаковые пышные костюмы: головной убор из перьев птицы кетцаль, причудливая маска, плащ из перьев и нефритовых пластин, набедренная повязка, пояс с украшениями в виде человеческих голов, кожаные сандалии. Шея, грудь, кисти рук, щиколотки ног украшены драгоценными ожерельями и браслетами. У каждого в руках скипетр с рукоятью в виде головы змеи и круглый щит с ликом бога Солнца. А. Рус-Луилье предположил, что эти фигуры — изображения девяти Владык Мира, в мифологии майя — правителей девяти подземных миров, девяти ярусов царства смерти. На полу валялись две алебастровые головы, когда-то отбитые от больших статуй высотой в человеческий рост. Вероятно, эти «отрубленные головы» имитировали человеческие жертвоприношения. В центре гробницы стоял большой каменный саркофаг. Резные каменные опоры саркофага словно вырастали из земли и были выполнены в виде сказочных персонажей в богатых одеждах. Их оплетали ветви растений, увешанные плодами какао, тыквы и гуайявы.
Саркофаг был закрыт прямоугольной плитой 3,8 x 2,2 м, сплошь покрытой тонкой резьбой. Эта плита является одним из самых выдающихся произведений искусства майя. По технике исполнения ее сравнивают с работами европейских мастеров эпохи Возрождения.
На плите изображена символическая сцена, на языке образов сжато излагающая мифологию майя. В нижней части плиты вырезана страшная маска, всем своим видом говорящая о смерти: огромные пустые глазницы, оголенное до костей лицо, огромные клыки. Это божество земли. Индейцы доколумбовой Америки считали его страшным чудовищем, которое питается живыми существами, — ведь все живое в конце концов уходит в землю...
Голову страшилища увенчивают раковина и знак, напоминающий наш «процент» (%), — символы смерти. Два других знака — зерно и маисовый початок — являются символами жизни.
Из пасти чудовища выходят побеги фантастического растения. Они обвивают фигуру юноши, сидящего на маске страшного бога земли. Над ним раскинулся огромный крест. Этот символ был хорошо знаком древним майя и обозначал «источник жизни» — росток маиса. Когда вместе с испанскими конкистадорами в Мексике появились монахи-миссионеры, то их проповеди новой религии не вызвали отторжения у индейцев: христианский крест был близок их древнему символу.
На перекладине «источника жизни» извивается змея с двумя головами. Из широко разинутых пастей выглядывают человечки в масках бога дождя. Напомним, что в мифологии майя образ змеи также связан с дождем.
На верхушке креста сидит священная птица кетцаль. Ее перья служили для украшения головных уборов царей и жрецов. Птица тоже облачена в маску бога дождя. Под ней — символы воды и два щита с символами бога Солнца.
Эта сложная символика до конца не разгадана, но общий смысл композиции — это вечный круговорот жизни и смерти в природе. Эта символика смерти и воскресения хорошо известна во многих древних цивилизациях Земли.
...Когда с помощью домкратов и бревен археологи подняли весящую почти 5 тонн плиту, под ней оказалась еще одна каменная плита со странной выемкой, напоминающая рыбу или кувшин с широким горлышком. Эту выемку плотно закрывала специальная крышка точно такой же формы. А под этой второй плитой лежал густо посыпанный пурпурной краской скелет рослого (1 м 73 см) мужчины, лет 40—50, еле видный под сплошным ковром украшений из зеленовато-голубого нефрита и яшмы, — диадема, серьги, несколько колье, нагрудный знак, браслеты, кольца. Череп погребенного оказался разбитым, а лицо закрывала мозаичная нефритовая маска с глазами из раковин и зрачками из обсидиана. Маска, видимо, являлась точным портретом умершего.
Кем был этот человек? Многочисленные атрибуты власти, найденные в гробнице — скипетр, маска, щит с изображением бога Солнца, — говорят о том, что это «халач виник», верховный правитель Паленке, обожествленный еще при жизни. Иероглифические надписи на боковых гранях надгробной плиты имеют несколько плохо различимых календарных дат, соответствующих середине VII века. Вероятно, именно тогда «халач виник» с необычайной пышностью был погребен в Храме Надписей, а над его саркофагом установили каменную плиту, на которой безвестными резчиками была вырезана древняя повесть о смерти и возрождении...
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: