Храм Воинов в Чичен-Ице - это...
Зубчатая громада Храма Воинов возвышается справа от пирамиды Кукулькана. Окружающие его ряды узорчатых колонн напоминают выстроившуюся как на парад грозную армию тольтеков — покорителей Юкатана. Еще два каменных стража вырастают прямо из ступеней лестницы, которая ведет наверх — туда, где в ослепительно-голубой вышине мрачно высятся развалины храмового святилища...
Храм Воинов в Чичен-Ице, выдающийся шедевр архитектуры, является точной копией храма Кецалькоатля в Толлане, родном городе предводителя тольтеков Топильцина Кецалькоатля. Вероятно, гордый изгнанник не мог смириться с утратой и хотел, чтобы его новая столица во всем напоминала ему Толлан. «Можно с уверенностью сказать, — пишет В.И. Гуляев, — что новые хозяева города решили придать центру Чичен-Ицы абсолютное сходство с теменосом столицы тольтеков — Толлана». Но мастера майя оставили тольтекских зодчих далеко позади!
С западной стороны пирамиды, перед лестницей, ведущей на ее вершину, стоят в четыре ряда 60 покрытых резьбой колонн высотой 2,6 м — остатки открытого зала, через который некогда шел путь на вершину пирамиды. Резные колонны украшены рельефами, на которых высечены изображения ликующих воинов-тольтеков, причем ни один из рельефов не повторяет другой. Первоначально эти колонны поддерживали массивную крышу, ныне от нее не осталось и следа. Многочисленные рельефы и росписи внутри и снаружи храма, изображающие воинов, и дали ему название Храм Воинов.
Этот храм служил местом традиционных человеческих жертвоприношений — религия тольтеков была гораздо более жестокой, чем религия майя, хотя и майя вегетарианцами тоже не были. Но именно при тольтеках расцвел культ поклонения демонам нижнего мира, приведший в итоге к культурному, а затем и к физическому краху тольтекской цивилизации. Просуществовав всего двести пятьдесят лет и постоянно деградируя, она в итоге растворилась в покоренной, но гораздо более жизнеспособной цивилизации майя, — правда, в результате смешения с тольтеками пришедшей к тому времени уже в полный упадок. Увы, поклонение демоническим силам бесследно не проходит: и майя, и тольтеки — одни в меньшей, другие в большей степени — боялись смерти, обожествляли смерть, поклонялись смерти и в итоге умерли сами. Они были уже духовно мертвы к моменту прихода испанцев, и горстке конкистадоров Кортеса не составило никакого труда покорить этих беспомощных испуганных людей.
Пирамида Храма Воинов пятиступенчатая и имеет высоту 11,5 м. В центральной части пирамиды располагается монументальная лестница, ведущая наверх, к святилищу. Она обрамлена балюстрадами, у вершины которых на верхней платформе пирамиды стоят и сидят высеченные из камня мужские фигуры. В древности во время празднеств и торжественных церемоний им в руки вставлялись знамена.
На вершине пирамиды находится здание храма. Оно состоит из переднего зала и святилища, вход в которое украшен порталом с высеченными из камня извивающимися змеями. В святилище находится низкий каменный алтарь в виде стола, поддерживаемого маленькими человеческими фигурками. На открытой площадке святилища стоит каменный идол демона Чак-Мооля. Уродливая фигура сидящего демона держит в руках пустое блюдо, прижимая его к вспученному животу. Некогда на это блюдо жрецы тольтеков бросали вырванные из груди жертв сердца. Квадратное лицо каменного истукана, с тонкими губами и безразличными глазами, устремлено на запад — туда, где, по верованиям индейцев, находилась страна тьмы и смерти...
Фигуры Чак-Мооля обнаружены в разных районах Мексики, причем далеко не всегда они имеют такой зверский вид. Есть предположение, что блюдо, которое эти истуканы держат у живота, служило для приема подношений — сосудов с хмельным напитком пульке или с человеческой кровью, а сам Чак-Мооль символизирует «божественного посланца». По другому предположению, Чак-Мооль — бог дождя. Некоторые исследователи видят в статуях Чак-Мооля стражей храмов.
Интерьер внутренних помещений храма украшен скульптурами и фресками. Здесь встречаются характерные мотивы в искусстве тольтеков — образы ягуара и орла.
Каменные рельефы изображают индейских воинов в полном боевом снаряжении, с копьями и дротиками в руках. Они стоят в величественных позах или маршируют торжественным строем.
Красочные фрески Храма Воинов в Чичен-Ице давно стали достоянием мировой культуры. Фрески, выполненные яркими и стойкими минеральными красками по влажному слою белой штукатурки, рассказывают о реальных исторических событиях — завоевании городов майя на Юкатане тольтекской армией.
На одной из фресок можно видеть бытовые сценки из повседневной жизни майя. Бульшую часть фрески занимает земля, на остальной изображено море. На берегу стоят белые четырехугольные хижины с высокими крышами из листьев. Они удивительно похожи на те, в которых сегодня живут потомки индейцев майя. Справа изображено здание побольше — храм или дворец. На его крыше изгибается Пернатый Змей — символ религии тольтеков. В поселке каждый занимается своим делом: женщина варит пищу на открытом очаге, мужчина стирает белье в реке. Группа мужчин с посохами в руках и тяжелым грузом за плечами, очевидно, собралась в дальний путь. Или это торговцы с тюками товаров? Вокруг — деревья с пышными кронами, птицы. В море вдоль берега плывут три лодки. Каждой управляет гребец с длинным веслом, а в лодках сидят по два воина со щитами и дротиками. В морских волнах плещутся рыбы, плывет большая черепаха, по берегу ползают крабы разных размеров и цветов...
Фрески Храма Воинов в художественном отношении стоят ниже, чем живопись, относящаяся к классическому периоду майя. В этих росписях присутствуют черты искусства Центральной Мексики, родины тольтеков, в частности некоторая наивность и схематизм. Тем не менее искусство Чичен-Ицы является свидетельством художественной и духовной зрелости майя-тольтекской цивилизации. «Создание Храма Воинов, несомненно, было наивысшим достижением тольтекской архитектуры в Чичен-Ице, — пишет в книге «Искусство древних майя» Р.В. Кинжалов. — Ни в какое другое здание этого города не вкладывалось столько умения и мастерства».
Закат великого города начался в конце XII столетия. Около 1200 года правитель города Майяпан Хунак Кеель разгромил Чичен-Ицу, и после этого разорения город уже оправиться не смог...
В Чичен-Ица теперь горе.
Враги идут!
Эй! В день 1 Имиш
Был схвачен владыка у Западного колодца.
Эй! Где же ты был, бог?
(«Песнь о взятии города Чичен-Ица».
Перевод Ю.В. Кнорозова)
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: