Монада - это...
МОНАДА (греч monas - единица, единое) - понятие доклассической и классической философии, используемое для обозначения фундаментальных элементов бытия Термин введен в платоновской Академии на базе традиции пифагореизма в рамках бинарной оппозиции М и диады (греч dias - двоица), являющейся математическим эквивалентом типичной для античной философии оппозиции определенности формы и текучей множественности возможностей аморфного начала (ср айдион и апейрон у Анаксимандра, предел и беспредельное в раннем пифагореизме и тп) Так, у Спев-сиппа (преемник Платона по руководству Академией и сын его сестры Потоны) М идентифицируется с мужским началом, персонифицированным Зевсом, и - соответственно - с духовным началом мира (умом-нусом), в то время как диада является олицетворением начала женского (материнского) и идентифицируется с мировой душой и материей Семантика М, таким образом, представляет принцип оформленности, стабильности и единства, в связи с чем в неопифагореизме указанная оппозиция структурируется как аксиологически асимметричная: в концепции Нумерия, например, М выступает как высший принцип бытия по отношению к подчиненной ей диаде В эпоху поздней схоластики и Возрождения понятие М вновь было актуализировано в учениях таких мыслителей, как Николай Кузанский и Бруно, и обрело семантику исходного и исключительного элемента мироздания, утратив свою сопряженность с диадой В фокус значимости выдвигаются элементарность М (служащая отправной точкой для создания Николаем Кузанским структурной модели бытия, прокладывающей дорогу разработке концепции бесконечно малых и дифференциального исчисления) и феномен сопряженности М с ментальным началом (у Бруно М выступает не только физическим, но и психическим элементом бытия, задавая гилозоистический импульс натурфилософским построением Ренессанса) Суарес использует его для обозначения единичной вещи как фундаментального акта бытия ("бы-тийственности"), первичного по отношению и к материи, и к форме как таковым Понятие М играет значительную роль в философии Нового времени Идея сопряженности М с духовным началом развивается Кембриджской школой платонизма, и в частности, Г Мором (1614-1687), создавшим учение о бесконечно малых элементах бытия (фигурах), основным свойством которых является не форма и оформленность, а одухотворенность В натурфилософии ФМ ван Гельмонта (1618-1699) понятие М становится основополагающим (Натурфилософия ван Гельмонта является развитием взглядов его отца, ученика Парацельса, ЯВ Гельмонта (1577-1644), создавшего натурфилософскую картину мира, основанную на восходящей к алхимии идее о возможности превращения исходных элементов мироздания - воздуха и воды - в многообразии сущего: через промежуточные состояния газа и пара оформляются соль, сера, тд; ЯВ Гельмонтом введено в научный оборот понятие газа как агрегатного состояния) Согласно теории ван Гельмонта, исходной единицей бытия является М, и если физический мир состоит из предельных материальных частиц, то духовный мир - из предельных М-мыслей Это, однако, не означает дуальности бытия, ибо различие между М-частицами и М-мыслями не принципиально и является не качественным, но лишь количественным, связанным с мерой проявленности в каждой конкретной М духовного начала Бог как гарант мирового единства и гармонии интерпретируется ван Гельмонтом как особая "центральная М", неизменная в своей единственности - в отличие от других существ, представляющих собой сложные системы соподчиненных М Натурфилософия ван Гельмонта оказала влияние на формирование взглядов Лейбница, факт общения которого с ван Гельмонтом является исторически установленным; имеется предположение, что именно от него Лейбницем был воспринят термин "М" Однако, по своему содержанию концепция М Лейбница является глубоко оригинальным, концептуально фундированной учением - монадологией М занимает в концепции Лейбница статус элемента бытия, однако она не имеет ничего общего с механической единицей М неделима, но не в механическом смысле натурфилософски артикулированного греческого атома (atom), а в смысле лексически абсолютно эквивалентного, но семантически более богатого и социально артикулированного латинского индивидуума (individuum) M понимается Лейбницем по аналогии с "Я": все они "вылеплены из одного теста", образуя мировое единство, но каждая индивидуальна и неповторима ("две индивидуальные вещи не могут быть совершенно тождественными"), конституируясь как единство существования и перцепции С оценочной точки зрения (в зависимости от степени совершенства М и их перцептивной проявленности), может быть усмотрено "бесконечное число ступеней между Богом и ничто" В рамках этой онтологической "макробесконечности" Лейбниц дифференцирует М на: 1) - низшие или "голые" (nues), которые представляют собой бесконечно малые перцепции, те "спят без сновидений" (в тезисе Лейбница "вся природа полна жизни", включая и абиотический ее уровень, в форме специфического гносеологического гилозоизма предвосхищены естественнонаучные сценарии эволюции сознания); 2) - развитые М-души (ames), являющие собой смутные перцепции (типа "шороха падающей песчинки"), наделенные памятью, но еще лишенные самосознания (страдательные ames животных); 3) - М-духи (espirits) как отчетливые и прозрачные перцепции, характеризующиеся апперцепцией и рефлексией (человеческий дух); 4) - высшие, более совершенные по сравнению с людьми М (post humanum), которые в принципе возможны, но не даны нам в достоверном знании, ибо "высшие М непостижимы для низших"; в этом контексте Лейбницем эксплицитно высказана идея о возможности существования во всей вселенной внеземных разумных существ, превосходящих своим физическим и духовным развитием человечество (ср с идеей "достойнейших классов разумных существ", могущих населять иные планеты, в произведениях Канта докритического периода); 5) - Бог как "верховная М-"граница" или "предел" разворачивания вектора совершенства, который, выступая функционально "основанием бытия" всех М, тем не менее, не теряет характерного для христианского теизма личностного статуса, ибо каждая М есть, прежде всего, индивидуальность "Я" и, в этой связи, "как бы малое божество" Вместе с тем, данная линейная схема (вектор разворачивания перцептуальных потенций М) дополняется у Лейбница принципиально нелинейной моделью организации бытия М является бесконечно малой, но с точки зрения своей содержательности - неисчерпаемой (ср с "подобочастными" Анаксагора), ибо каждая из М есть не что иное, как "сжатая вселенная", трансформированная в "физическую точку" (ср с предложенной в физике 20 в гипотетической моделью фридмонного пространства: каждый фридмон при восприятии его извне функционирует как элементарная частица, при восприятии изнутри - как галактика) Кроме того, каждая М находится на определенной стадии своего развития, и потому, с одной стороны, детерминирована своим прошлым, а с другой - "беременеет" будущим Она есть своего рода поток трансформаций, ибо наделена стремлением к самореализации (appetitio) и внутренним импульсом к совершенствованию и абсолютизации своего существования (conatus), которые, однако, возможны лишь посредством ее развития в связи со всеми другими М (как совершенствование личности невозможно вне связи с другими личностями и со всем обществом как целым), что задает в концепции Лейбница презумпцию всеобщей и универсальной связи бытия (liaison universellen) Природа этой связи принципиально немеханична М, по Лейбницу, образует самодостаточное и завершенное, а потому замкнутое единство ("М вовсе не имеют окон") Однако, дискретность механического контактного взаимодействия между М, нуждающегося в "окне", заменяется у Лейбница универсальностью мирового единства, - в мире не обнаруживается дискретности, ибо он организован как тотальная дискретность: духовная сущность каждой М проявляет себя в телесном обнаружении, и каждая М проявляет себя уникальным образом по отношению к каждой другой М, которая, таким образом, оказывается неразрывно связанной с ней Любая М есть "живое зеркало Вселенной", и в силу этого "Вселенная, какова бы она ни была, в своей совокупности есть как бы океан, малейшее движение в нем распространяет свое действие на самое отдаленное расстояние" В силу этого наличное состояние бытия не является единственно возможным: пульсация "свертывания" (сжатия в "физическую точку") и разворачивания содержания М (ср с астрофизической концепцией пульсирующей Вселенной) обеспечивает не только бесконечность жизни, но и качественную бесконечность ее проявлений Однако, действительный мир - не просто один из логически допустимых и даже не просто наилучший из возможных, - действительность мира организована как актуальная бесконечность, содержащая в себе всю полноту возможностей, ибо глядя на вселенную, М смотрится в зеркало, и видя в нем себя, созерцает всю бесконечность вселенной Мир образует замкнутое единство микро- и макрокосма, фундированное у Лейбница идеей предустановленной гармонии (см ТЕЛЕОЛОГИЯ) Монадология Лейбница, таким образом, представляет собой одну из первых в европейской культуре концептуальную модель сложной развивающейся системы, что позволило Лейбницу во многом разработать и обогатить категориальный аппарат для выражения сложных комплексных отношений между подсистемами, находящимися в отношении когерентной и взаимостимулирующей трансформации с друг другом и с целым, а также сформулировать ряд идей, могущих быть отнесенными к ряду блестящих экзем-плификаций проявления философией своего прогностического потенциала Таким образом, монадология Лейбница значительно дистанцируется (как семантически, так и по своей значимости) от означенной выше традиции разработки категории М, которая, однако, развивается вплоть до конца 19 в Так, Вольф приписывает М свойство phaenomena substantiate ("простых субстанций") А Г Баумгартеном именно применительно к бытию М впервык были введены в философский оборот понятия "в себе" и "для себя", легшие позднее в основу концепции Канта Гербарт вводит понятие "реал", содержание которого синтезирует содержание понятий "М" у Лейбница и "вещи-в-себе" у Канта В связи с открытиями начала 20 в в области строения вещества и развитием квантовой механики данная (натурфилософская) версия монадологии теряет базу для своих онтологических аппликаций Что же касается того направления философской мысли, которое прорабатывает психологическую нагруженность понятия М, то в его рамках были сформулированы многие идеи, воспринятые современной неклассической философией Так, немецкий философ и врач Г Лотце (1817-1881) понимает под М индивидуальную духовную сущность "Я", связанную с Абсолютом в качестве его органичной части и, посредством него, со всеми другими М-"Я" В этом контексте критерием гносеологической истинности Лотце полагает значимость того или иного содержания знания для индивидуального "Я" Введенное им в философский оборот понятие "значимости" (Gelten) получает свою дальнейшую разработку в баденской школе неокантианства ("ценности не существуют", но "значат" (gelten) у Виндельбанда) и в феноменологии Гуссерля А генетически восходящая еще к Бруно трактовка М в духе микрокосма (Бог как "монада монад") и лейбницевский "индивидуализм" М содержательно детерминировали монадо-логический подход к личности в рамках такого направления философии, как персонализм (Ш Ренувье, Дж Э Мак-Таг-гарт и др)
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: