Эллора - это...

Комплекс пещерных храмов Эллоры расположен в индийском штате Махараштра, неподалеку от Аджанты, и состоит из 34 храмов, создававшихся на протяжении VIII—IX веков. Двенадцать из них являются буддийскими, два — джайнскими, а остальные индуистскими. К индуистской части ансамбля относится и огромный скальный храм Кайласанатха.

Возникновение пещерных храмов Эллоры относится к эпохе государства династии Раштракутов, в VIII веке объединивших под своей властью западные области Индии. Средневековые арабские хронисты называли империю Раштракутов в числе величайших государств того времени наряду с Арабским халифатом, Византией и Китаем. Раштракуты были самыми могущественными индийскими правителями. Около 750 года они начали в своих землях грандиозное строительство.

Несомненно влияние на Эллору более ранних пещерных храмов Аджанты. Но природные особенности и веяния нового времени привели к созданию в Эллоре совершенно самобытного памятника, где главную роль стала играть каменная скульптура. Пещерные залы Эллоры, созданные в начале VIII века, значительно отличаются от Аджанты своими размерами и более сложным планом. В скалах проложены длинные галереи, площадь некоторых залов достигает 40 x 40 м. Стены залов в изобилии украшают каменная скульптура и рельефы.

Главный пещерный храм Эллоры носит название Тин Тхал. Это крупнейший подземный храм, когда-либо созданный в Индии. Он состоит из трех этажей и располагается в глубине прямоугольного двора, напоминающего глубокий узкий колодец шириной 33 м и глубиной 20 м, вход в который ведет через узкие монолитные ворота. Фасад храма предельно прост и аскетически суров. Он состоит из трех рядов квадратных колонн, опирающихся на монолитные скальные платформы. Высота фасада — 16 м.

В храм ведет высеченная в камне неширокая лестница. А когда человек попадает внутрь подземного святилища, его взору открываются обширные залы с бесчисленными мощными квадратными колоннами и изваяниями буддийских божеств. Залы Тин Тхала подавляют своими колоссальными размерами и суровыми формами. Ширина и протяженность залов достигает 30—40 м. Мрачное мистическое настроение усиливается благодаря эффекту сгущающегося в глубине храма сумрака, в котором призрачно мерцают огромные каменные изваяния.

Такое же впечатление производят и другие, меньшие по размерам пещерные храмы Эллоры. В храме Рамешвара скульптурный рельеф и каменная резьба господствуют практически на всей поверхности стен и колонн. Огромные настенные горельефы буквально обступают зрителя. Страшные фантастические изваяния, вырубленные в скале, производят особенно сильное, гипнотизирующее впечатление благодаря своей пластической мощи и резким контрастом света и тени.

Фасады храма Рамешвара украшают четыре колонны и две полуколонны с покрытыми сложной резьбой капителями и большими женскими фигурами-кариатидами, расположенными по обе стороны колонн. Каменная резьба украшает весь фасад пещерного храма, но ее пышность только подчеркивает тяжелую массивность колонн.

В более поздних пещерных залах Эллоры скульпторами были утрачены художественные достижения мастеров предыдущей эпохи. Храмовый комплекс Эллоры завершал собой древнеиндийскую традицию возведения скальных храмов.

Центральным сооружением Эллоры является огромный скальный храм Кайласанатха. Необычна сама идея подобного сказочного здания, возвышающегося среди окружающих его пещерных храмов. По своей мощи и величине храм совершенно уникален, и сравнить его можно разве что со скальными храмами Древнего Египта — Абу-Симбелом и храмом царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Величественный и неповторимый храм Кайласанатха высечен целиком, подобно скульптуре, из монолитной скалы, изолированной от склонов окружающих Эллору невысоких гор тремя глубокими, до 30 м глубиной, расселинами. Этот скальный массив обтесывался сверху донизу без применения строительных лесов. Первоначально весь храм был покрыт белой штукатуркой и назывался Ранга Махал — «окрашенный дворец». Его белоснежный силуэт ярким пятном выделялся на фоне скал.

Храм Кайласанатха вырубался в скале очень долго. Его начали при правителе Дантидурге из династии Раштракутов, а закончили при Кришнарадже I. Храм возвышается посредине вырубленного из скалы двора площадью 58 x 51 м и более чем на 33 м уходящего в глубь скалы. Площадь храма составляет 55 x 36 м.

Нижняя часть храма высечена в виде цоколя восьмиметровой высоты. В его центре высятся монументальные изваяния слонов и львов высотой около 3 м, словно держащих на своих спинах здание храма. Эта идея огромного сооружения, покоящегося на спинах слонов и львов, носит мифологический и символический характер — ведь мир, как известно из древних легенд, стоит на трех слонах. Только слонов в Кайласанатхе гораздо больше...

Сверху донизу храм покрыт каменной резьбой, выполненной с виртуозным мастерством. Как писал русский дореволюционный индолог И.П. Минаев, храм в Эллоре имеет «такую массу изображений, что может почитаться книгой индийской мифологии». Одно из наиболее интересных изображений на стенах храма Кайласанатха — рельеф «Равана, пытающийся свергнуть гору Кайласа». Это одно из самых драматических произведений индийской средневековой скульптуры. Центральное событие рельефа — укрощение богом Шивой демона Раваны, стремящегося разрушить священную гору Кайласа (ипостась священной горы Меру), на которой обитает Шива. Этот сюжет символизирует столкновение сил добра и зла. Разъяренный демон, изображенный в виде страшного многоголового и многорукого существа, в ярости беснуется, безуспешно пытаясь поколебать священную гору. К всемогущему Шиве испуганно прижалась его жена Парвати. Но бешеные усилия демона не страшны Шиве: легким мановением руки он усмиряет чудовище.

Не менее интересны и другие рельефы храма Кайласанатха: «Шива-победитель», «Похищение Ситы». Они исполнены с таким искусством, с такой экспрессией, что зритель не может оставаться просто наблюдателем и в какой-то момент его искренне захватывает драматизм изображенных событий. Такое воздействие художественного образа на человека впервые появляется в индийском искусстве только в Эллоре.


Определения, значения слова в других словарях:

Библейская энциклопедия
Индия (Есф. I, 1, VIII, 9). В Свящ. Писании Ветхого Завета об Индии и индийцах вообще упоминается очень мало. Во II кн. Езд. (III, 2), например, границы стран подвластных ц. Дарию определяются следующими словами: от Индии до Ефиопии — в ста двадцати семи сатрапиях. Точно так же...
Величайшие храмы мира
Одним из наиболее выдающихся памятников древнеиндийского искусства является комплекс пещерных храмов Аджанты. Он был создан в эпоху империи Гуптов — последнего крупного государства Древней Индии, объединившего в 320 году северную и центральную части страны. Комплекс подземных...
Величайшие храмы мира
В III веке до н.э., при императоре Ашоке, буддизм стал признанной религией в Индии. Ашока всячески способствовал его распространению. К этому времени относится строительство множества ступ — буддийских святилищ. В правление Ашоки их было построено более 8 тыс. Среди них...
Величайшие храмы мира
Три великих храмовых города — Бхуванешвар, Пури и Конарак — составляют «золотой треугольник» индийского штата Орисса. Вершинами этого треугольника являются знаменитые храмы Лингараджа в Бхуванешваре, Сурьи в Конараке и Джаганнатх в Пури. Пури — один из главных священных городов...
Величайшие храмы мира
В конце XII столетия в Северную Индию вторглись войска мусульманского полководца Мухаммеда Гури, сломившего сопротивление разобщенных индийских княжеств. В результате к началу XIII века на всей территории Северной Индии образовалось единое мусульманское государство — Делийский...
Величайшие храмы мира
Город Амритсар, расположенный в индийском штате Пенджаб, — священный город сикхов. Здесь, на берегу одноименного озера, возвышается знаменитый Золотой храм — Хари Мандир, главная святыня сикхской общины. Еще во времена глубокой старины берега этого озера, в ту пору окруженного...
Величайшие храмы мира
«Симхачалам» означает «холм льва». Так называется гора, на вершине которой на высоте 244 м над уровнем моря стоит одноименный индуистский храм. По преданию, в древние времена вершина горы была обиталищем свирепых львов. Храм Симхачалам, также известный как Симхагири, расположен...
Величайшие храмы мира
В 1933—1938 годах на деньги семейства крупных индийских промышленников Бирла в Нью-Дели был построен храм Лакшми-Нарайяна, сегодня более известный как храм Бирла. По замыслу архитекторов, храм должен был воплотить идею единства Индии. В церемонии открытия и освящения храма...
Величайшие храмы мира
Танджавур — один из древнейших городов Южной Индии. Его расцвет приходится на IX—XII века, когда он являлся столицей могущественной империи Чолов. В XVII веке Танджавур стал столицей одноименного княжества в составе Маратхского государства. С середины XVII столетия этим...
Величайшие храмы мира
Тирупати (штат Андхра-Прадеш) — один из наиболее известных священных центров Индии. Своим возникновением город обязан храму Шри Венкатешвара, чья история насчитывает более 1200 лет. Храм располагается на одной из вершин невысокого горного массива Тирумала, высота которого...

Поделиться:

Реклама