Храм Брахадисвара в Танджавуре - это...
Танджавур — один из древнейших городов Южной Индии. Его расцвет приходится на IX—XII века, когда он являлся столицей могущественной империи Чолов. В XVII веке Танджавур стал столицей одноименного княжества в составе Маратхского государства. С середины XVII столетия этим княжеством правили махараджи — потомки принца Экоджи, брата основателя Маратхского государства полководца Шиваджи. Танджавурское княжество было ликвидировано англичанами в 1855 году.
Сегодняшний Танджавур — административный центр дистрикта (округа) в юго-восточном индийском штате Тамилнаду. Высоко над древним городом возвышается Великий храм Брахадисвара (иначе именуемый Раджараджесвара), главная достопримечательность города. Его сложенный из розоватого камня гопурам — традиционная для южноиндийских храмов пирамидальная башня, покрытая каменным узором — поднимается в высоту на 60 м и царит над городскими улицами, плоскими крышами домов и дворцом бывших правителей Танджавура.
Великий храм посвящен богу Шиве и воздвигнут по приказу Раджараджи — одного из правителей империи Чолов, во времена которого были покорены северная часть Цейлона и некоторые районы Бенгалии, а государство Чолов достигло вершины своего могущества. Строительство храма было начато около 985 года, а завершено в 1009 году (по другим сведениям — в 1012 г.). Его создание — одно из самых выдающихся достижений искусства эпохи Чолов.
Рядом с храмом были построены две новые улицы — специально для храмовых танцовщиц, знавших древнее искусство танца «бхаратнатьям». Помимо танцев в Танджавуре зародился новый тип музыки — «карнатикский». В Великом храме и сегодня продолжают устраивать концерты карнатикской музыки в исполнении лучших музыкантов.
Императоры династии Чолов дарили храму золото, украшения, драгоценные камни, земли и деревни. До сих пор Брахадисвара является одним из самых богатых храмов юга Индии. В его подземельях сохраняются сокровища начиная еще со времен империи Чолов. И последующие правители Танджавура — императоры Виджаянагара, наяки Мадураи, маратхские махараджи — щедро одаряли Великий храм. Это считалось и продолжает считаться богоугодным делом. Сокровища Великого храма — тайна за семью печатями. Жрецы никому не показывают их, и в сокровищницы недопускается никто из посторонних.
В облике храма яркое выражение нашло могущество государства Чолов. Храм окружают две стены, внешняя и внутренняя, с контрфорсами и бастионами. Некогда это была одна из сильнейших крепостей Южной Индии. Вдоль внешней стены храма тянется ров, наполненный водой. Оборонительные сооружения храма дополняет высокий вал. Мост, перекинутый через ров, и каменные ворота выводят на просторный открытый двор, вымощенный камнем и окруженный невысокими постройками. Парапет внутренней стены украшен многочисленными фигурками танцовщиц, вырезанными из камня. Их застывшие в камне движения полны изящества и экспрессии. Не образы ли это тех самых храмовых танцовщиц, живших некогда у стен Великого храма?
Розовато-серый пирамидальный гопурам храма исполнен монументальности и неколебимой мощи. Его строгий облик подчеркивается ритмичным повторением и чередованием архитектурных деталей, делящих башню на тринадцать ярусов, но эти детали не нарушают общей пирамидальной формы башни. Прямоугольный нижний ярус гопурама, служащий пьедесталом для всего сооружения, покрыт каменной резьбой и скульптурой. Статуи, многие из которых достигают грандиозных размеров, установлены в неглубоких нишах. На первом месте, конечно, многочисленные статуи танцующего бога Шивы, его супруги Парвати и других богов индийского пантеона. За ними идет бесконечная череда божеств помельче, мифологических героев, императоров и танцовщиц. В этом шествии каменных фигур можно увидеть фигуру... европейца! Кто он, этот загадочный путешественник, попавший в Индию IХ столетия? Известно, что империя Чолов имела тесные связи с Европой, и какие-то европейцы время от времени появлялись при дворе императоров. Так, в 883-м или 884 году в Индию по поручению английского короля Альфреда Великого отправился епископ Сигельм Шерборнский. «Возвратясь из Индии, он поразил своих соотечественников вывезенными оттуда диковинными драгоценными каменьями и благовониями», — сообщает английский хронист XII века Вильгельм Мальмсберийский. Епископ Сигельм налаживал связи с индийскими христианами, чьи общины появились в Южной Индии еще в IV—V веках, а то и ранее. По традиции основателем первой христианской общины в Индии считается апостол Фома, прибывший сюда в 52 году н.э., по имени которого индийских христиан в Средневековье часто называли «фомистами». Стремление установить прочный контакт с единоверцами не раз побуждало духовных и светских владык Европы направлять в Индию своих посланцев. Возможно, о раннесредневековых христианских миссиях могли бы поведать старинные рукописи, хранящиеся в храме Брахадисвара. Большинство из них до сих пор не прочитано.
Внутренние стены Великого храма украшают древние фрески времен империи Чолов. Они напоминают фрески пещерных храмов Аджанты, в них преобладают те же тона — коричневые, белые, желтые, зеленые. Краски на некоторых фресках осыпались и потускнели от древности, вдобавок полумрак зала приглушает их яркие тона, но линия рисунка остается четкой и выразительной. На фресках изображены застывшие в стремительном движении танцующие «девадаси» — храмовые танцовщицы, напоминающие летящих богинь; погруженные в раздумья, аскетичные древние мудрецы — риши; пышно одетые императоры династии Чолов в высоких тиарах.
Великий храм Брахадисвара в Танджавуре — один из крупнейших южноиндийских храмов. Он включен в список всемирного исторического и культурного наследия ЮНЕСКО.
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: