Симхачалам - это...

«Симхачалам» означает «холм льва». Так называется гора, на вершине которой на высоте 244 м над уровнем моря стоит одноименный индуистский храм. По преданию, в древние времена вершина горы была обиталищем свирепых львов.

Храм Симхачалам, также известный как Симхагири, расположен в штате Андхра-Прадеш, в 16 км от города и порта Вишакхапатнам. Это один из главных исторических и архитектурных памятников Андхра-Прадеш и одна из главных вишнуитских святынь Индии.

С самого момента своего возникновения храм Симхачалам был окутан тайнами и легендами. По всей видимости, он основан в эпоху Чалукьев (XI в.), но точная дата его постройки неизвестна, также как и подробная история до XIX века. Единственный исторический источник — надписи, высеченные на стенах и колоннаде храма. Их насчитывается 525, и самая ранняя относится к 1098 году. В надписях упоминаются имена правителей, которые, сменяя друг друга, вносили свой вклад в процветание храма. В одной из них возносится хвала королю Нарасимху I за постройку в 1267 году великолепного главного святилища. Сегодня это самая древняя постройка на территории храма.

Храм Симхачалам посвящен Нарасингхе. Во многих частях Индии его почитают как самостоятельное божество, однако, строго говоря, это четвертое воплощение бога Вишну. По преданию, Вишну принял образ Нарасингхи, чтобы расправиться со злым царем Хираньякашьяпу, получившим бессмертие от бога Брахмы за свои огромные жертвоприношения. Ни человек, ни животное, рожденные от смертной женщины, не могли убить Хираньякашьяпу. Он не мог умереть днем или ночью, на земле или на небесах, от огня, воды или какого-либо оружия. Чтобы уничтожить тирана, Вишну вышел на бой в образе Нарасингхи — получеловека-полузверя, — схватил его клыками, положил к себе на колени и перекусил пополам. Однако ярость Вишну была так велика, что продолжала бушевать и после уничтожения Хираньякашьяпу.

Так как Нарасингха является божеством победы, владетели многочисленных индийских княжеств всегда стремились заручиться его поддержкой. Среди мемориальных надписей на стенах храма сохранилось множество победных реляций, в которых прославляется помощь Нарасингхи. Известно, что правитель Виджаянагара король Кришнадеварайя дважды — в 1516 и 1519 годах — посетил Симхачалам, преподнеся божеству золото и драгоценности. На протяжении двух столетий правители Виджаянагара являлись опекунами храма.

В XIII—XVI веках храм Симхачалам стал популярным местом поклонения, к которому стремились паломники со всей Южной Индии. Но после завоевания этих мест североиндийскими султанами, исповедовавшими ислам, слава храма померкла. Часть построек была разрушена мусульманскими воинами, поток богомольцев уменьшился, и Симхачалам пришел в упадок. К счастью, он не был полностью разорен и в XVIII—XIX веках вернул себе былое величие.

Симхачалам называют «храмом тысячи ступеней». От подножия горы к нему ведет длинная каменная лестница с площадками для отдыха. Раньше это была единственная дорога к храму. Подняться сюда нелегко, и люди часто останавливались на этих тенистых площадках, где они могли еще раз подумать о главном перед встречей с божеством и отбросить все суетное и мелкое. У подножия холма для отдыха паломников устроен просторный двор с навесами и бассейнами с водой.

Симхачалам, как и все средневековые индийские храмы, обнесен высокой каменной стеной. Ворота располагаются с западной и северной сторон. Главные — западные, их венчает высокая башня-гопурам, украшенная лепными горельефами, изображающими сцены из жизни богов.

Если другие индуистские храмы обращены на восток, то Симхачалам — на запад. Легенда объясняет это так. Давным-давно в эти места пришел мастер и решил построить тут храм. На родине у него осталась жена, которая ждала ребенка. Вскоре родился сын. Когда он вырос, мать рассказала ему об отце, и сын зaxoтeл найти его. Отправляя сына в дальний путь, мать сказала: «Ты должен продавать любимые плоды отца по очень дорогой цене, и тот, кто купит их, и есть твой отец». Сын сделал так, как велела мать, и нашел отца. Они решили показать храм матери и сделали колесницу, чтобы перевезти его. Но однажды в ссоре разгневанный отец убил сына и лошадей, и храм остался стоять обращенным на запад, и колесница до сих пор находится возле него.

Впрочем, знатоки индийских религиозных традиций утверждают, что необычное расположение Симхачалама объясняется его посвящением всегда готовому ринуться в бой Нарасингхе: обращение на восток, согласно индийским верованиям, приносит процветание, в то время как обращение на запад — победу.

Внутри храма, прямо напротив ворот, высится священный столб — Каппам Стамбха, прикосновение к которому, как считают, исцеляет болезни рогатого скота и бесплодие у женщин. На одной линии с ним расположились главное святилище, богато украшенное скульптурами божеств, слонов, цветов и растений, мифологических зверей и птиц, резными каменными украшениями. К святилищу примыкает зал Калияна Мандапа, в котором каждый год устраивается праздник Калияна — день свадьбы бога Вишну с богиней Лакшми. Внутри зал украшают 16 колонн с рельефами, изображающими различные воплощения Вишну. На территории храма можно увидеть и каменную колесницу, подобную той, что стоит в храме Солнца в Конараке.

В ансамбле храма особо выделяется роскошный портик из полированного черного гранита. Он имеет 96 колонн, установленных в шесть рядов — по 16 колонн в каждом.

В святая святых храма, в громадном сумрачном зале, высится позолоченный балдахин, под которым можно видеть нечто, напоминающее огромное яйцо. Это деревянная статуя Вараха Нарасингха, скрытая под толстым слоем сандаловой пасты. В образе Нарасингхи сплелись черты человека, льва и вепря: он наделен туловищем и руками человека, головой вепря и хвостом льва. Считается, что он способствует победе над врагами, гарантирует успех в сражениях, излечивает все болезни и обеспечивает благосостояние.

Статуя круглый год покрыта сандаловой пастой, что придает ей сходство с лингамом Шивы. Как считается, сандаловая паста успокаивает ярость Нарасингхи. Она снимается только на один день: это происходит ежегодно в апреле — мае и отмечается как главный храмовый праздник. Традиция эта берет начало в далеком прошлом. По легенде, царь Пурурава, путешествуя со своей любимой женой Урваси, остановился по ее просьбе на горе Симхачалам. Ночью во сне царю явился Нарасингха и повелел, чтобы его статуя показывалась людям всего один раз в году — на третий день месяца вишакха. Все остальное время образ божества должен быть покрыт сандаловой пастой. Тот же, кто ослушается этого повеления и увидит статую в другой день, навлечет на себя и свою семью нескончаемые беды.

В день снятия пасты с божества отмечается праздник Чандраятра (Чанданотсавам). На него собираются тысячи людей, так как считается, что душа увидевшего статую Нарасингхи получит спасение.

Над статуей подвешен медный колокольчик, в который монахи звонят один раз в день, во время омовения каменного основания статуи. Под звон колокольчика вода вытекает по специальному желобу наружу, в небольшую ванну. Она считается целебной, и каждый паломник спешит омыться ею. На территории храма бьет источник Гангадхара, вода которого, как считают, также имеет лечебные свойства.

Храм Симхачалам известен как второй самый богатый храм Индии (после Тирупати). Миллионы приверженцев Вишну ежегодно посещают его. Особенно велик наплыв паломников в дни главного храмового праздника Чанданотсавам. Каждый приходящий сюда оставляет храму пожертвования, составляющие в итоге весьма немалую сумму. В храме хранятся и многие драгоценности, в разное время пожертвованные правителями различных индийских династий. Среди многочисленных золотых украшений и драгоценностей выделяется ожерелье из крупных изумрудов, подаренное храму виджаянагарским королем Кришнадеварайя в ознаменование его победы над калингским правителем.


Определения, значения слова в других словарях:

Библейская энциклопедия
Индия (Есф. I, 1, VIII, 9). В Свящ. Писании Ветхого Завета об Индии и индийцах вообще упоминается очень мало. Во II кн. Езд. (III, 2), например, границы стран подвластных ц. Дарию определяются следующими словами: от Индии до Ефиопии — в ста двадцати семи сатрапиях. Точно так же...
Величайшие храмы мира
Одним из наиболее выдающихся памятников древнеиндийского искусства является комплекс пещерных храмов Аджанты. Он был создан в эпоху империи Гуптов — последнего крупного государства Древней Индии, объединившего в 320 году северную и центральную части страны. Комплекс подземных...
Величайшие храмы мира
В III веке до н.э., при императоре Ашоке, буддизм стал признанной религией в Индии. Ашока всячески способствовал его распространению. К этому времени относится строительство множества ступ — буддийских святилищ. В правление Ашоки их было построено более 8 тыс. Среди них...
Величайшие храмы мира
Три великих храмовых города — Бхуванешвар, Пури и Конарак — составляют «золотой треугольник» индийского штата Орисса. Вершинами этого треугольника являются знаменитые храмы Лингараджа в Бхуванешваре, Сурьи в Конараке и Джаганнатх в Пури. Пури — один из главных священных городов...
Величайшие храмы мира
В конце XII столетия в Северную Индию вторглись войска мусульманского полководца Мухаммеда Гури, сломившего сопротивление разобщенных индийских княжеств. В результате к началу XIII века на всей территории Северной Индии образовалось единое мусульманское государство — Делийский...
Величайшие храмы мира
Город Амритсар, расположенный в индийском штате Пенджаб, — священный город сикхов. Здесь, на берегу одноименного озера, возвышается знаменитый Золотой храм — Хари Мандир, главная святыня сикхской общины. Еще во времена глубокой старины берега этого озера, в ту пору окруженного...
Величайшие храмы мира
В 1933—1938 годах на деньги семейства крупных индийских промышленников Бирла в Нью-Дели был построен храм Лакшми-Нарайяна, сегодня более известный как храм Бирла. По замыслу архитекторов, храм должен был воплотить идею единства Индии. В церемонии открытия и освящения храма...
Величайшие храмы мира
Танджавур — один из древнейших городов Южной Индии. Его расцвет приходится на IX—XII века, когда он являлся столицей могущественной империи Чолов. В XVII веке Танджавур стал столицей одноименного княжества в составе Маратхского государства. С середины XVII столетия этим...
Величайшие храмы мира
Тирупати (штат Андхра-Прадеш) — один из наиболее известных священных центров Индии. Своим возникновением город обязан храму Шри Венкатешвара, чья история насчитывает более 1200 лет. Храм располагается на одной из вершин невысокого горного массива Тирумала, высота которого...
Величайшие храмы мира
В период правления династии Гуптов (IV—V вв.) в Индии началось строительство первых индуистских храмов, сыгравших огромную роль в истории индийской архитектуры. К числу этих храмов относится прежде всего храм Вишну в Деогархе (штат Уттар-Прадеш). Деогарх («Крепость богов»)...

Поделиться:

Реклама

Завод СЕЗОН - встраиваемые промышленные вентиляторы от производителя.