Золотой храм в Амритсаре - это...
Город Амритсар, расположенный в индийском штате Пенджаб, — священный город сикхов. Здесь, на берегу одноименного озера, возвышается знаменитый Золотой храм — Хари Мандир, главная святыня сикхской общины.
Еще во времена глубокой старины берега этого озера, в ту пору окруженного лесом, служили местом пребывания медитаторов и мудрецов-отшельников. По преданию, здесь побывал даже сам Будда, проведший на берегах озера несколько дней в размышлениях и созерцании. Две тысячи лет спустя здесь поселился другой святой учитель — гуру Нанак (1469—1539), основатель сикхской религии — своеобразного индуистского протестантизма. Религия сикхов построена на догматах праведности и разного рода обрядовых предписаний. Сикхизм провозглашает равенство верующих перед богом, отвергает кастовые различия и отрицает поклонение статуям индуистского пантеона. Вместо этого сикхи, подобно джайнам, почитают своих великих гуру — духовных наставников. Таких великих гуру у сикхов было десять начиная с Нанака (1464—1539) и кончая Гобиндой (1675—1708). В 1699 году произошло полное отделение сикхов от индуизма, и образовалась единая для всего Пенджаба религиозная община сикхов — «хальса» (по-арабски — чистый, искренний). Главным предметом поклонения у сикхов является священная книга «Ади Грантха» — собрание религиозных поэм и молитв, составленное десятью сикхскими гуру.
После кончины гуру Нанака место, где он жил и проповедовал, стало святыней сикхов. Уже при четвертом гуру Дассе (1574—1581) на берегах озера образовался небольшой поселок и стали появляться первые сикхские молельни, а при пятом гуру Арджане (1581—1606) здесь началось строительство Хари Мандира — «храма бога». Выросшее вокруг него поселение, позднее ставшее большим городом, стало именоваться Амритсар — по названию озера.
С начала XVII столетия и до середины 1700-х годов сикхи были вынуждены вести непрерывную борьбу с мусульманскими армиями. Хари Мандир неоднократно разрушался мусульманами, но каждый раз сикхи восстанавливали его вновь, причем раз от раза храм становился все обширнее и красивее. К 1767 году сикхи стали достаточно сильны в военном отношении, чтобы отразить атаки захватчиков, и набеги на Амритсар прекратились.
Во времена правления махараджи Ранджита Сингха (1780—1839) храм Хари Мандир украсился мраморными скульптурами, позолотой и большим количеством драгоценных камней. Купол был покрыт массивным листом золота весом около 400 кг, после чего Хари Мандир получил прозвание Золотого храма. Под этим именем он сегодня известен во всем мире.
Золотой храм являет собой пример смешения индийской и мусульманской архитектуры. По сикхской традиции внутри храма нет никаких предметов и изображений, за исключением священной книги «Ади Грантха». Она покоится под балдахином на пьедестале, украшенном драгоценными камнями. Возле книги постоянно находится служка с опахалом.
Служба в храме идет с восхода до заката солнца. Она начинается утром чтением книги с первой ее страницы и оканчивается чтением ее последней страницы вечером. При этом в храме царит полная тишина, здесь нет ни колоколов, ни флейт, бубнов и барабанов, ни свечей и светильников и ароматических воскурений.
Перед тем как войти в храм, паломники обычно погружаются в воды священного озера. Это скорее символическое очищение души, чем купание. При входе в храм верующие снимают обувь и покрывают голову четырехугольным желтым платком. Затем кланяются, сложив ладони, священной книге и произносят молитву, потом усаживаются на пол и внимают чтению книги.
Комплекс в Амритсаре включает в себя еще несколько храмов, а также гостиницы для паломников и огромную кухню, где готовят пищу для всех приходящих в храм независимо от национальности, религии или касты. Сегодня Золотой храм является главным местом паломничества сикхов, собирающихся сюда со всего Пенджаба и из-за его пределов. Ежедневно его посещают до 20 тыс. человек, а в праздничные дни количество паломников возрастает впятеро.
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: