(древнеевр. &adham, греч. Adam - взятый из красной земли) - в Св. Писании имя первого человека, созданного Богом по Своему образу и подобию (Быт.1-3). был помещен в Эдем и совершил грехопадение, нарушив заповедь не вкушать с древа познания. Христианские мыслители расходятся в вопросе, признавать ли его индивидуальной личностью или же "Всечеловеком", всем человеческим родом в целом. Филон Александрийский (I в.) считал а "идеальным человеком" из горнего мира, а не воплощенным духовным существом, каким мы его видим в истории. Ап. Павел говорил о Христе как "небесном е", противопоставляя его "ветхому у" - человечеству в падшем состоянии. В святоотеческой мысли прослеживается тенденция рассматривать а как человеческий род, как природу человека вообще, а каждого отдельно взятого человека - как "ипостась" (неповторимо-индивидуальное выражение) этой природы. "В учении о первозданном е находят себе выражение две глубоких религиозных интуиции - интуиция общности человеческой природы и интуиция свободы как началагреха. Мы, люди, не изолированные индивиды, а род, т.е. некоторое органическое целое" (Е.Трубецкой).
Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
(евр. человек), в иудаистской и христианской мифологиях – первочеловек и отец рода человеческого. Согласно Ветхому Завету Бог создал Адама как венец акта миротворения по образу и подобию своему из праха земного, вдул в ноздри его дыхание жизни и сделал владыкою над Землею и всем...
Символы; знаки; эмблемы: Энциклопедия / авт.-сост. В.Э. Багдасарян; И.Б. Орлов; В.Л. Телицын
АДАМ — символ библейского, "ветхого" первочеловека.
Имя "Адам" происходит от еврейского термина "аббата", обозначающего красную землю или глину. Аналогичная лингвистическая трансформация прослеживается в латинском языке: humus — земля — homo —...
Библейская энциклопедия
Адам (красная земля) — имя одного лица и название одного города:а) (Быт. II, 25) — имя первого человека, родоначальника всего человечества (Деян. XVII, 26). В шестой и последний день творения мира был сотворен человек из персти земной, по образу и подобию Божию. Господь Бог...
Энциклопедия "Религия"
АДАМ (иврит. "человек") — в еврейской Библии, или Танахе, а также в Ветхом Завете христианской Библии и Коране — первый человек и отец рода человеческого. Этимологически слово "А." происходит от древнееврейского слова адама — земля, т. е. человек назван А. потому, что создан из...
Философский словарь
(евр.-человек): в Каббале А. есть "единородный" и означает также "красная земля". По – гречески переведено как Дидумос, "двойник" – , первый. В 1 главе "Бытия" А. представлен как "муже – женский".
Философский словарь
(Евр.) В "Каббале" есть "единородный" и означает также "красная земля". (См. "-и" в "Тайн. Доктр.", II, с. 567.) Это почти идентично с Athamas или Thomas, и по-гречески переведено как Дидумос, "двойник" - , "первый", в I гл. "Бытия" будучи представлен как "муже-женский".
Библейская энциклопедия Брокгауза
IЧЕЛОВЕК; ИМЯ СОБСТВЕННОЕ"Человек", или собират наименование для обознач понятия "люди/человечество" Знач слова связано с евр существительным см Адама и глаголом адэм - "быть красным" (см Едом) В Быт 2-5 и у ап Павла А употребляется и в знач имени первого человека: 1) в Быт 1:26...
Энциклопедия мифологии
(евр. âdâm, «человек»), в библейских сказаниях первый человек. В Библии имеется два основных сказания о сотворении человека богом. Одно сказание, народное, содержит рассказ о создании богом мужчины из праха и дыхания жизни, а жены - из его ребра: «...и не было человека для...
Поделиться: