Адам - это...
АДАМ (иврит. "человек") — в еврейской Библии, или Танахе, а также в Ветхом Завете христианской Библии и Коране — первый человек и отец рода человеческого. Этимологически слово "А." происходит от древнееврейского слова адама — земля, т. е. человек назван А. потому, что создан из праха земного (Быт 2:7; ср. лат. homo от humus — земля). В древнееврейской культуре — в Торе — впервые высказана идея происхождения человечества от одного прародителя — А.
В первой и второй главах Книги Бытия слово "А." употребляется исключительно как родовое название; лишь в семнадцатом стихе третьей главы слово "А." впервые употреблено как имя собственное. По сказанию Книги Бытия, А. является венцом акта миросотворения, созданным по образу и подобию Божьему в конце шестого дня творения. Бог дал А. "дыхание жизни" и стал он "душой живой". Бог насадил для человека сад в Эдеме и вверил сад А.; но вследствие ослушания Божьего повеления А. и созданная из ребра А. жена его Хавва, или Ева, были изгнаны из рая и осуждены тяжкой работой извлекать из земли себе пропитание (см. подробнее Тора). По библейскому сказанию, А. прожил 930 лет, оставив многочисленное потомство.
Согласно христианству, с грехопадением "первого" А. грех и смерть вошли в мир, и порча природы человека преемственно отразилась на всем потомстве А. Праведность и спасение для всех верующих явились от "второго" А. — Иисуса Христа. Такое представление о двух А. мы встречаем уже в посланиях ап. Павла (Рим 5:14; 1 Кор 15:22, 45); у него же находим также идею об А. земном и А. небесном, опирающуюся на иудейскую экзегезу.
В исламе А. — имя первого человека, сотворенного Аллахом, согласно Корану, из праха и "звучащей глины" в качестве своего "заместителя" (халифа) на земле. А. называют также "отцом человечества".
Согласно изложению М. Б. Пиотровским идей мусульманской мудрости в Коране, вдохнув в А. жизнь, Аллах научил его именам всех вещей и этим возвысил его над ангелами, которым было приказано пасть перед человеком ниц. Ангел по имени Иблис отказался и был за это низвергнут с небес на землю. А. жил в небесном саду-раю вместе с сотворенной для него супругой. Они имели там все, чего только могли пожелать, но им было запрещено есть плоды с одного из райских деревьев. Иблис сумел проникнуть в райский сад и убедить А. и его жену, что плоды этого дерева дадут им вечную жизнь и могущество. Соблазнившись, они нарушили запрет Аллаха, поели плодов, впервые ощутили свою наготу, которой застыдились, а затем были в наказание низвергнуты на землю, где обречены жить и трудиться они и их потомки. В суре 7, после упоминания об истории А., рефреном "О сыны Адама" вводится призыв веровать в Аллаха, не поддаваться козням сатаны, как им поддался А., не оправдывать свои нечестные поступки и неверие тем, что так якобы вели себя предки. Послекораническое предание повествует о том, как ангелы добывали из разных мест глину, из которой был сотворен А.; там появляется история Хаввы, жены А., лишь вскользь упомянутой в Коране; подробно рассказано о ее сотворении и падении, о том, как Иблис соблазнил ее с помощью проникшего в рай змея на четырех ногах. Обсуждается вопрос, каким было запретное райское дерево и листьями какого дерева А. и его жена прикрывали свою наготу, в чем нельзя не усмотреть влияние еврейской Аггады. Утверждается, что после смерти А. был вознесен на небеса и пребудет там до дня Суда. Особое внимание вызывали указания Корана о том, что Аллах сохранил свое покровительство А. и его потомкам, даровал ему прощение. Этот мотив был созвучен одной из главных проблем мусульманского богословия — проблеме предопределения. Согласно преданию, А. получил прощение Аллаха потому, что его грех был Богом заранее предопределен. А. стал в мусульманском предании и первым в цепи пророков, завершаемой Мухаммадом. Особая черта мусульманских преданий об А. — его связь с Аравией и мусульманскими святынями. Согласно преданию, глина для тела А. бралась из Мекки и Йемена; низвергнутый на землю на Цейлоне, А. добрался до Адена, а затем встретился со сброшенной в районе Джидды, около горы Арафат у Мекки, Хаввой. А. был ниспослан из рая "черный камень", и он построил первое здание Каабы. А. говорил на многих языках, но в раю — по-арабски. Он был похоронен в Мекке, и его могилой отмечен центр мира. После Потопа тело А. было перенесено в Иерусалим. Образ А. в Коране восходит своими корнями к библейскому рассказу, аггадическим сказаниям и древневосточной мифологии. Однако непосредственной основой для него послужили предания, известные в Аравии 6—7 вв. Доисламские арабские поэты упоминают имена А. и Хаввы, знают их историю. Образ А., распространенный в Аравии, имел явную христианскую окраску, что отразилось в Коране, где А. сравнивается с Исой (Иисусом). Развитием тех же тенденций можно считать последующие представления о его особой связи с Мухаммадом, о его прощении, о его пророческом достоинстве. См. также Адам Кадмон, Тора.
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: