Адам - это...

АДАМ — символ библейского, "ветхого" первочеловека.

Имя "Адам" происходит от еврейского термина "аббата", обозначающего красную землю или глину. Аналогичная лингвистическая трансформация прослеживается в латинском языке: humus — земля — homo — человек. Эта этимология соотносится и с сюжетом Ветхого Завета: "И создал Бог человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою". Считается, что такое объяснение происхождения человека соответствовало народным представлениям. Согласно содержащейся в Ветхом Завете жреческой версии, Бог сотворил Адама по своему образу и подобию. Впоследствии в природе первочеловека обнаруживали два компонента — прах земной и божественное дыхание, что соответствовало телесной и духовной субстанциям. По апокрифическим истолкованиям кровь Адама состояла из красной земли, внутренности — из черной, кости — из белой, мышцы — из зеленой. Согласно мусульманской легенде, Аллах последовательно поручал архангелам Гавриилу, Михаилу и Исрафилу принести для создания человека по горсти каждого слоя земли, но они не справились с заданием. Только Азраил, несмотря на противодействие Земли, сумел осуществить миссию — принести необходимые компоненты к Мекке, где и был создан первочеловек. Гностики полагали создание Адама актом злой воли Демиурга Яхве. Духовный эонический свет был закован в телесные материальные основы. Современные атлантологи усматривают в указании на красный цвет кожи Адама свидетельство его принадлежности к древней расе атлантов, отличной от расы людей. В алхимической и каббалистической традиции Адам был представлен в образе двуполого, двуголового существа — таким образом проводилась идея об изначальной гармонии первочеловека, утраченной в результате грехопадения.

Адам был создан на "6-й день творения" — данное словосочетание зачастую использовалось для символического обозначения человека. Из Адамова ребра Бог создал Еву. Поэтому природа женщины считалась производной от мужской. С другой стороны, имела распространение мифологема о первоженщине дьяволице Лилит. Она, как и Адам, была сотворена из глины, на основании чего пыталась доказать свое равноправие. Поэтому некоторые современные истолкователи библейской истории усматривают в феминистском движении архетип гордыни Лилит.

Из легенды о грехопадении и изгнании из рая следовало, что Адам менее греховен, чем другие персонажи мифологемы — Змий и Ева: он так и не проглотил предлагаемое ему Евой яблоко, застрявшее у него в горле и ставшее причиной образования у мужчин кадыка, адамова яблока. Адам был проклят и обречен в поте лица добывать хлеб свой. Путь в рай оказался для него прегражден пылающим мечом, помещенным Богом к востоку от Эдема.

Явление Христа истолковывалось как пришествие "нового" Адама, в противоположность "ветхому" первочеловеку. Своей жертвой Иисус искупил первородный грех. Он символизировал идею возвращения к Божественному первообразу. Адам был погребен недалеко от Иерусалима на Голгофе, и кровь распятого Христа стекала на прах Адама. Череп и кости, изображаемые обычно под Распятием, символизировали прах первочеловека. Иногда проводится дифференциация голгофскои символики: череп — Адам; ребро — Ева. На символической карте Иерусалима космическое тело Адама включает: череп — Голгофу, сердце — Дамасские ворота, нижнюю часть тела — храмовую скалу. По преданию, Ной во время потопа поместил мощи первочеловека на ковчег. Согласно апокрифической легенде, патриарх разделил останки Адама между сыновьями. Каждая из частей Адамова праха символизировала ту или иную расовую специализацию семитов, хамитов и яфетидов. Апокрифические евангелия сообщают, как Христос освободил Адама во время своего сошествия в ад.

В мусульманской традиции Адам — первое звено в цепи пророков, духовный предтеча Мухаммеда. После грехопадения он был низвергнут на землю не то на Цейлоне, не то в районе Адена. На месте встречи с Хавой — аналог Евы — Адам построил Каабу — символ единого Бога.

Сходные мотивы легенд о первочеловеке наблюдаются у большинства народов.

Источ.: Гурьев Д. В. Бог, Адам и общество. М., 1962; Фрэзер Д. Д. Фольклор в Ветхом завете. М., 1990.


Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
(евр. человек), в иудаистской и христианской мифологиях – первочеловек и отец рода человеческого. Согласно Ветхому Завету Бог создал Адама как венец акта миротворения по образу и подобию своему из праха земного, вдул в ноздри его дыхание жизни и сделал владыкою над Землею и всем...
Библейская энциклопедия
Адам (красная земля) — имя одного лица и название одного города:а) (Быт. II, 25) — имя первого человека, родоначальника всего человечества (Деян. XVII, 26). В шестой и последний день творения мира был сотворен человек из персти земной, по образу и подобию Божию. Господь Бог...
Энциклопедия "Религия"
АДАМ (иврит. "человек") — в еврейской Библии, или Танахе, а также в Ветхом Завете христианской Библии и Коране — первый человек и отец рода человеческого. Этимологически слово "А." происходит от древнееврейского слова адама — земля, т. е. человек назван А. потому, что создан из...
Философский словарь
(евр.-человек): в Каббале А. есть "единородный" и означает также "красная земля". По – гречески переведено как Дидумос, "двойник" – , первый. В 1 главе "Бытия" А. представлен как "муже – женский".
Философский словарь
(Евр.) В "Каббале" есть "единородный" и означает также "красная земля". (См. "-и" в "Тайн. Доктр.", II, с. 567.) Это почти идентично с Athamas или Thomas, и по-гречески переведено как Дидумос, "двойник" - , "первый", в I гл. "Бытия" будучи представлен как "муже-женский".
Философский словарь
(древнеевр. &adham, греч. Adam - взятый из красной земли) - в Св. Писании имя первого человека, созданного Богом по Своему образу и подобию (Быт.1-3). был помещен в Эдем и совершил грехопадение, нарушив заповедь не вкушать с древа познания. Христианские мыслители расходятся...
Библейская энциклопедия Брокгауза
IЧЕЛОВЕК; ИМЯ СОБСТВЕННОЕ"Человек", или собират наименование для обознач понятия "люди/человечество" Знач слова связано с евр существительным см Адама и глаголом адэм - "быть красным" (см Едом) В Быт 2-5 и у ап Павла А употребляется и в знач имени первого человека: 1) в Быт 1:26...
Энциклопедия мифологии
(евр. âdâm, «человек»), в библейских сказаниях первый человек. В Библии имеется два основных сказания о сотворении человека богом. Одно сказание, народное, содержит рассказ о создании богом мужчины из праха и дыхания жизни, а жены - из его ребра: «...и не было человека для...

Поделиться:

Реклама