Текст - это...

ТЕКСТ - в общем плане связная и полная последовательность знаков Проблема Т, возникая на пересечении лингвистики, поэтики, литературоведения, семиотики, начинает активно обсуждаться в гуманитарном познании второй половины 20 в В центре внимания полемики оказалась проблема раскрытия ресурсов смыслопорождения или трансформации значения в знаковых макрообразованиях, сопровождающееся признанием некорректности или недостаточности денотации в качестве основной модели значения Существуют как расширенная философски нагруженная (романоязычные страны, Германия), так и более частная (англосаксонский вариант) трактовки Т Условно их можно обозначить как имманентный (рассматривающий Т как автономную реальность, выявляющий его внутреннюю структуру) и репрезентативный (выясняющий специфику Т как особой формы представления знаний о внешней им действительности) подходы С двумя основными аспектами Т - внешней связностью, от грамматического строя до нарративной структуры, а также цельностью, внутренней осмысленностью, требующей (в силу своей неочевидности) интерпретации, - связаны различия структуралистского и герменевтического направлений в рамках имманентного подхода к Т Первое, опираясь на традицию сос-сюрианской лингвистики, обособляющей язык в систему, существующую "в себе и для себя", восходит к анализу морфологии русской сказки В Проппа В классическом (связанном прежде всего с антропологией Леви-Стросса) структурализме Т обозначен в виде задачи - как искомая совокупность культурных кодов, в соответствии с которыми организуется знаковое многообразие культуры Герменевтика выступала против картезианской программы субъект-объектного, предполагающего инструментальную роль языка и философствования на пути постижения некоторой духовной реальности (например, "жизнь" Дильтея) из нее самой Герменевтика шла от понимания филологических Т в качестве отпечатков целостной субъективности Автора (Шлейермахер) к представлениям о Т (литературы, диалога) как языковом выражении герменевтического, онтологически осмысленного опыта, неотделимое от содержания этого опыта (Хайдеггер, Гадамер), как атрибутивном способе существования самого жизненного мира человека (Рикер) Статус Т как одного из центральных философских концептов наиболее последовательно и развернуто утверждается в постструктурализме (зачастую именно с ним принято связывать введение в интеллектуальный обиход термина "Т") Постструктуралистские течения - "грамматология" Дерриды, "текстовой анализ" Барта, "семанализ" Кри-стевой и др, - переходя от научно ориентированного изучения готового знака к описанию процессов его порождения, по существу лишенных определенной методологии, сближаются с интерпретативными процедурами освоения Т, полагая, однако, что интерпретация направлена "вглубь смысла", а наиболее же адекватным для текстового чтения является поверхностное движение по цепочке метонимии Изучение Т, таким образом, претендует на открытие некоего "среднего пути" (Ц Тодоров) между конкретностью литературы и абстрактностью лингвистики В целом, учитывая всю метафорическую насыщенность и размытость понятия Т, с постструктуралистских позиций Т характеризуется как: 1) "сеть" генерации значений без цели и без центра (основной идеи, общей формулы, сведение к которой задавало каноны классической критики и, шире, философии); 2) опровержение "мифа о филиации", наличия источников и влияний, из исторической суммы которых возникает произведение; как анонимный Т, динамический, смысловой горизонт для всех институциализовав-шихся (в печатной форме, например) Т; 3) "множественность смысла", принципиальная открытость, незавершенность значений, не поддающаяся определению и иерархизации со стороны властных структур (или конституирующая первичный уровень власти) и отсылающая к сфере желания, нетематизи-руемой пограничной области культуры По мере расширения зоны текстологических исследований их предметом становятся не только вербальные тексты, но и "Т" живописи, кинематографа, архитектуры (Ф Джеймисон, Ч Дженкс и др) Репрезентативный подход к осмыслению Т опирается на более частные гуманитарные дисциплины - когнитивную психологию, порождающую лингвистику, микросоциологию и др Лингвистическая теория Т (Ж Петефи, ван Дейк) концентрируется на изучении закономерностей сочетания предложений и возможностях макростуктурной семантической интерпретации коммуникативных Т (например, в Т газетных новостей входят заголовок, вводная фраза, перечисление событий, комментарий, реакция и тд, в совокупности определяющие целостность сообщения) Основу понимания Т в этом случае составляют актуализации различных "моделей ситуаций", личностных знаний носителей языка, аккумулирующих их предшествующий опыт Прагматика и социолингвистика (Д Серл, Д Остин, С Эрвин-Трипп) прослеживают прагматические связи между лингвистическими структурами и социальными действиями; функцию особых Т в этом случае выполняют рассказы повседневной жизни, словесные дуэли между подростками и тд см также: СТРУКТУРАЛИЗМ, ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ, ПОСТМОДЕРНИЗМ, НАРРАТИВ, РИЗОМА, ЛАБИРИНТ


Определения, значения слова в других словарях:

Общая психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского
Текст — 1) упорядоченная и осмысленная последовательность любых знаков- 2) продукт речевой деятельности и ее единица. В первом значении как Т. рассматриваются ритуал, танец, сон и т. д. Во втором значении под Т. понимается последовательность вербальных (словесных) знаков. Т. —...
Философский словарь
- в общем плане связная и полная последовательность знаков. Проблема Т., возникая на пересечении лингвистики, поэтики, литературоведения, семиотики, начинает активно обсуждаться в гуманитарном познании второй половины 20 в. В центре внимания полемики оказалась проблема раскрытия...
Философский словарь
- в общем плане связная и полная последовательность знаков. Проблема Т., возникая на пересечении лингвистики, поэтики, литературоведения, семиотики, начинает активно обсуждаться в гуманитарном познании второй половины 20 в. В центре внимания полемики оказалась проблема раскрытия...
Философский словарь
- в герменевтике рассматривается как свидетельство духовного опыта, нуждающееся в адекватном истолковании с целью достижения его понимания. В отношении религиозных текстов понимать означает открыть себя духовному содержанию текста и позволить ему оказать спасительное воздействие...
Философский словарь
(от лат. textus - ткань, сплетение) - ключевое понятие философской герменевтики, семиотики, культурологии и др. В самом общем плане Т. - это дискурсивное единство, обладающее многосмысловой структурой, которая способствует порождению новых смыслов. Т. являет собой...
Психологическая энциклопедия
- законченное, целостное содержательно и структурно речевое произведение; продукт порождения (производства) речи, отчужденный от субъекта речи (говорящего); в свою очередь, является основным объектом ее восприятия и понимания. Нередко под текстом понимается только текст...

Поделиться:

Реклама