Текст - это...
Текст — 1) упорядоченная и осмысленная последовательность любых знаков- 2) продукт речевой деятельности и ее единица.
В первом значении как Т. рассматриваются ритуал, танец, сон и т. д. Во втором значении под Т. понимается последовательность вербальных (словесных) знаков. Т. — продукт речи, отчужденный от субъекта речи (говорящего) и, в свою очередь, являющийся основным объектом ее восприятия и понимания. Т. о., посредством Т. осуществляется коммуникация. Вербальный Т. существует в двух формах: устной и письменной. Восприятие Т. предполагает выделение в нем структурно-смысловых опор.
Ряд признаков Т. обусловлен его принадлежностью к речи: любой Т. удовлетворяет требованиям конситуативности (соотнесенности с ситуацией общения, в том числе ее местом, временем, условиями, обстановкой) и контекстуальности (соотнесенности с другими Т.).
Любой Т., воспринимаемый как "нормальный", обладает признаками связности и цельности. Связность обеспечивается употреблением специальных языковых средств (местоимений, синонимов, синтаксических повторов и т. п.). Цельность Т. возникает как результат действия "личностного фактора", например, выражения интенции автора, интерпретационных усилий воспринимающего и т. п. Связность — скорее лингвистический признак Т., цельность — скорее психолингвистический. В патологических случаях (например, при некоторых видах шизофрении) порождаемый больным Т. теряет цельность, сохраняя связность.
Признак законченности Т. выделяется не всеми, т. к. сам вопрос о границах Т. является дискуссионным: поскольку каждый Т. является контекстом для входящих в его состав отдельных высказываний, то на разных уровнях глубины анализа текстом может являться и культура в целом, и "полное собрание сочинений" отдельной личности, и изолированное высказывание вплоть до однословного. По подсчетам Ю.С. Сорокина, существует около 250 различных определений Т. Новые направления в изучении Т. как речевой единицы связаны с исследованием дискурса и нарратива.
А.А. Леонтьев
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: