Собор в Леоне - это...
Леон — в прошлом столица одноименного королевства, сыгравшего решающую роль в истории Реконкисты. Именно здесь были заложены основы объединенного испанского государства, первоначально именовавшегося Королевством Кастилии и Леона.
Основание Леона относится еще к римским временам, когда здесь был устроен лагерь VII легиона, сформированного в Испании. После вестготского вторжения на Пиренеи город долгое время практически не упоминался в письменных источниках. В VIII столетии Леон был разрушен арабским полководцем Мусой, а спустя несколько лет королем Альфонсо I. Король Ордоньо I (850—866 гг.) и его преемник Альфонсо III Великий обнесли Леон мощными каменными стенами, а в 914 году Ордоньо II перенес сюда резиденцию королей Астурии и Леона. В X—XII веках это был главный христианский город Пиренейского полуострова, и только после образования в XIII веке объединенного королевства Кастилии и Леона утратил этот статус.
Яркая история средневекового Леона напоминает о себе многочисленными архитектурными памятниками и историческими реликвиями. О бурной эпохе Реконкисты напоминают старинные крепостные стены с башнями (XIII—XIV вв.), окружающие старый город. Но сердце Леона — это, конечно, собор Санта-Мария Регия, или Королевский собор.
Он был построен на месте, где в римскую эпоху стояли термы — общественные бани, а во времена первых королей Леона располагался королевский дворец, построенный Ордоньо II. Сооружение собора началось около 1255 года и велось мастерами Энрике (строившим также собор в Бургосе) и Хуаном Пересом под руководством епископа Манрике Лара. Основные работы завершились в 1280 году.
Относительно сжатые сроки строительства собора позволили сохранить единство замысла. В его облике отчетливо присутствует влияние Амьенского и Реймского соборов, однако по сравнению с великими храмами Северной Франции в соборе Леона ощущается некоторая грузность. В тоже время чистота линий, удивительная гармоничность и стилевое единство ставят его в число шедевров испанской готики. Готический облик собора в последующие века остался нетронутым и свободным от поздних дополнений и модификаций.
В плане собор имеет форму латинского креста, с очень короткими рукавами трансептов и вытянутой алтарной частью; с запада к нему с двух сторон примыкают башни — Эль Релох (Часовая) и Лас-Кампанас (Колокольная), а с востока — пять построенных в разное время капелл. Западный портал Нуэстра Сеньора Ла Бланка (1270—1280 гг.) воспроизводит основную схему французских готических порталов (определенные черты заимствованы у Шартрского собора), но сама скульптура связана прежде всего с собором в Бургосе, и только потом с Францией, и отличается жанровым своеобразием трактовки фигур и испанским типом лиц. Центральная скульптурная группа посвящена теме Страшного суда.
Более ста окон, в большинстве из которых сохранились прекрасные цветные витражи, освещают интерьер храма и усиливают общее впечатление легкости и простора. Обилие витражей (их насчитывается 1800, и некоторые их них достигают 12 м в высоту) — наиболее характерная особенность Леонского собора; из-за них его часто сравнивают с драгоценным камнем. Витражи собора в Леоне являются лучшими в Испании. Специалисты находят в них множество параллелей с витражами парижской Сент-Шапель.
Самые древние витражи (XIII в.) можно видеть в окнах центрального нефа. В трансепте и в алтарной части много более поздних витражей — результат позднейших реставраций.
Собор хранит в своих стенах множество художественных сокровищ. Храм украшают живописные работы испанских, итальянских и фламандских мастеров XIV—XVI веков. В скульптурном убранстве выделяется рельеф с изображением святого Иакова в образе паломника, помещенный у центрального входа.
С 1964 года при соборе действует музей, где хранятся многие выдающиеся произведения испанского средневекового искусства, древние рукописные кодексы, исторические документы.
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: