Кордовская мечеть - это...

В 711 году воины Арабского халифата, подчинив Северную Африку, начали вторжение в Европу. Остановленные у границ Франции Карлом Великим, арабы ограничились лишь завоеванием Пиренейского полуострова, и единственным островком христианства на Пиренеях оставалось крошечное испанское королевство, занимавшее в ту пору дальний северо-западный угол полуострова.

Арабы называли Пиренейский полуостров Ал-Андалус. От этого времени сохранилось название Андалузия — так теперь называется юг Испании. А столицей арабских владений на Пиренеях стала Кордова — центр Кордовского халифата.

«Все, дошедшее до своего предела, начинает убывать» — говорит арабская пословица. Выдохшееся наступление арабов сменилось Реконкистой — так в Испании называют процесс освобождения Пиренейского полуострова от арабского владычества. Последним городом «мавров» (так испанцы именовали арабов) стала Гранада, сдавшаяся без боя испанцам в 1492 году. А еще раньше, в 1236 году, пала Кордова — столица пиренейских мавров.

На юге Испании сохранилось большое количество памятников эпохи арабского владычества, многие их которых имеют мировое значение. А среди самых знаменитых храмов той эпохи выделяется мечеть в Кордове — одна из самых грандиозных построек ислама. Кордовская мечеть, продолжая и развивая тип мусульманской колонной мечети, в целом не имеет аналогий и отличается неповторимой и величественной красотой. В ее облике воплотился синтез архитектурных форм, мозаики и декоративного искусства.

В 785 году эмир Абдурахман I выкупил у христианской общины Кордовы место, где стояла полуразрушенная церковь Сан-Висенте, сооруженная во времена вестготского королевства, в V веке. На месте церкви эмир начал строительство большой мечети. Возможно, что в ее возведении приняли участие мастера из Багдада и Византии.

Мечеть окружена стенами, образующими прямоугольник со сторонами 200 x 144 м. Эти стены выглядят бесконечными. Их высота колеблется от 8 до 20 м, в зависимости от рельефа местности. Там, где рельеф понижается, стены достигают предельной высоты. Некогда вдоль стен шла закрытая галерея, защищавшая прохожих от дождя и солнца.

С северной стороны мечети ранее находился мусульманский минарет. Сейчас на его месте возвышается колокольня, построенная испанским архитектором Эрнаном Руисом в 1590-х годах. Пятиярусную колокольню увенчивает статуя архангела Рафаила работы скульптора Вердигье (XVIII в.).

Через ворота колокольни можно попасть во внутренний двор мечети — так называемый Апельсиновый двор, с пятью традиционными фонтанами для омовения. Строители мечети прибегли к чрезвычайно оригинальному приему: они не стали возводить сплошной стены, отделяющей Апельсиновый двор от внутреннего пространства мечети, и засадили двор ровными рядами деревьев. В результате внутренняя колоннада мечети естественно переходила в реальное пространство двора, где мраморным колоннам соответствовали живые деревья.

Здание мечети занимает площадь 180 x 130 м. Ее громадный внутренний зал с многочисленными рядами колонн достигает в высоту 11,5 м и создает иллюзию бесконечности. О впечатлении, произведенном на него Кордовской мечетью, писал русский путешественник В.П. Боткин: «Вдруг вступаешь в лес мраморных колонн, глаза разбегаются в бесчисленных рядах их, теряющихся в призрачной дали, редкие маленькие окна едва пропускают свет, так что полусумрак, царствующий здесь, еще более увеличивает необыкновенность впечатления. Верх этого огромнейшего храма состоит из полукруглых (подковою) арок (прорезанных такой же формы маленькими арками), опирающихся на колонны из белого, желтого, зеленого мрамора, яшмы, порфира... Словно ходишь по густому лесу колонн, разросшихся в бесчисленные переплетающиеся своды. Они не очень высоки, но чрезвычайно легки, изящны и без пьедесталов — кажется, словно растут из земли».

Высота колонн мечети всего чуть более трех метров, но она зрительно увеличивается сложной системой двухъярусных арок, выложенных полосами в два цвета: красновато-коричневого и белого. Бесконечное повторение арок создает ощущение безграничного пространства, плавно перетекающего в бесконечный узор орнамента, которым покрыты стены мечети. Потолок выполнен из ценных пород дерева.

После завершения строительства мечети здание имело 19 нефов, идущих с востока на запад, 30 — с севера на юг, 20 ворот и 1293 колонны внутри, из которых сохранилось немногим более 800. На месте мечети в древнеримские времена стоял храм Януса, колонны из которого были использованы при строительстве мечети. Еще 114 колонн были присланы византийским императором Львом. Все колонны были сделаны из различных материалов и имели разную высоту, поэтому некоторые пришлось частично «утопить» в пол, а другие, наоборот, поднимать, делая под них базы. Благодаря этому разнотипность колонн почти незаметна.

Мечеть несколько раз расширялась и достраивалась. Абдурахман I построил вначале лишь одиннадцать нефов, но эпоха расцвета Кордовы привела к новому строительству и расширению мечети. В 848 году при Абдурахмане II были добавлены еще семь поперечных нефов. В годы правления этого эмира Кордова стала крупным культурным центром, а мечеть — средоточием общественной жизни города и всей Андалузии. В Кордовской мечети устраивались политические собрания, читались указы халифа, проводились учебные занятия. Судья Кордовской мечети был главным судьей эмирата, которому подчинялись все судьи провинций.

Первый кордовский халиф Абдурахман III в 951 году пристроил к мечети новый минарет, который считается прототипом знаменитой Хиральды в Севилье. Новое расширение мечети было проведено Хакимом II (961—976 гг.). При нем были построены 14 нефов, устроен новый михраб (молитвенная ниша) и сооружена максура (место для халифа), на которой был установлен трон Хакима II, сделанный из самшита, эбена и сандалового дерева. Над созданием трона, по сообщению арабских историков, в течение семи лет работали шесть выдающихся мастеров со своими помощниками. Хаким II велел построить у западной стены мечети «комнату милостыни», где нуждавшиеся странники получали подаяние. Стены комнаты были покрыты тончайшим орнаментом. В мечети хранился знаменитый Коран, столь тяжелый, что его могли поднять лишь два человека. Коран был обернут расшитым покрывалом. Каждую пятницу утром его выносили из мечети для богослужения.

Специально для украшения михраба халиф выписал из Византии искусных мастеров по мозаике. Михраб стал самой прекрасной и нарядно декорированной частью мечети. Перед ним была возведена сень, купол которой представляет собой как бы вознесенный над пространством фантастический цветок. Он опирается на перекрещивающиеся арки, а свободные поля купола заполнены резными ажурными плитами из алебастра, через которые просачивается неяркий нежный свет. Подковообразная арка михраба декорирована полосами, каждая из которых имеет собственный орнамент. Таким же образом украшены многолопастные арки входа в михраб, состоящие из покрытых орнаментом резных камней. Стена, на которой находится ниша, превосходит все остальные части мечети по насыщенности и богатству декора. Ее украшают многоцветная мозаика и арабские надписи, выполненные золотыми буквами по красному и голубому фону. Пол перед аркой михраба выложен белым мрамором.

Значительная часть восточной пристройки мечети относится к последнему периоду расцвета Кордовского халифата. Это время правления визира Аль-Мансура, более известного под именем Альмансора (Альманзора), предания о котором стали частью арабского и европейского фольклора. Вначале Аль-Мансур был начальником гвардии халифа Хишама II, а затем стал главой государства и заточил в тюрьму законного наследника престола. Аль-Мансур вел успешные войны с испанцами, и ему удалось отвоевать у них ряд областей. В правление Аль-Мансура к зданию мечети с восточной стороны были пристроены восемь новых нефов по всей длине восточной стороны. Для этого строительства был использован материал разрушенных испанских построек в завоеванных арабами областях.

Постройки Аль-Мансура завершили многовековое строительство мечети. И хотя незначительные переделки и добавления продолжались до взятия Кордовы испанцами, они уже не могли существенно изменить общий облик мечети.

В 1236 году мавры были изгнаны из Кордовы. Огромное здание мечети было приспособлено под христианский храм. Начались постепенные перестройки, уже в XIII веке были заложены пролеты, через которые внутреннее помещение соединялось с Апельсиновым двором. Как и любой средневековый собор, бывшая мечеть с внешней стороны стала обрастать капеллами — фамильными усыпальницами знатных испанских семей.

Самые существенные изменения в облике мечети произошли в XVI столетии. По проекту уже упоминавшегося архитектора Эрнана Руиса внутри мечети была сооружена христианская церковь. Ее стены оказались выше кровли мечети, хотя архитектор и стремился использовать уже имевшиеся конструкции и по возможности сохранить облик здания.

Городской совет и население Кордовы, даже христианское, выступило против строительства церкви. После долгих протестов и споров архиепископ Кордовы обратился за поддержкой к императору Карлу V, который дал свое согласие на строительство церкви внутри мечети. Однако посетив в 1526 году Кордову и увидев результаты своего скороспелого решения, Карл V раздосадованно заметил, что ни за что бы не согласился на перестройку мечети, если бы видел ее раньше. «Вы построили то, что можно было построить где угодно, и разрушили то, что было единственным в мире», — с горечью сказал император. Однако сожаление Карла V было запоздалым и уже ничего не могло изменить — внутри неповторимого величайшего памятника мусульманской архитектуры была сооружена ничем не примечательная готическая церковь.


Определения, значения слова в других словарях:

Библейская энциклопедия
Испания (I Мак. VIII, 3, Рим. XV, 24-28). В древности под сим названием разумелся весь Ибирийский или Пиринейский полуостров, вместе с Португалией, который изобиловал между прочим серебряными и золотыми рудниками. Граничит на с. Пиринейскими горами, отделяющими оный от Франции;...
Величайшие храмы мира
Церковь Саграда Фамилия, расположенная неподалеку от центра Барселоны, вероятно, один из самых необычных в мире христианских храмов как по внешнему виду, так и по истории его сооружения. Собственно, и история-то эта еще незакончена. Только вот кто возьмется достраивать ее после...
Величайшие храмы мира
Город Бургос — древняя столица Кастилии, расположен на реке Арлансон, притоке Дуэро. В 882 году, после того как король Альфонсо III Леонский отбил этот город у мавров, граф Диего Родригес Порселос выстроил здесь хорошо укрепленный замок, которому суждено было сыграть большую...
Величайшие храмы мира
Валенсия — третий по величине город Испании, расположенный в устье реки Турия. Когда-то так назывался и сам город, так как здесь располагалась древнегреческая колония Турис. Позже город перешел под власть Карфагена. «Второе рождение» Валенсии связано с именем римского консула...
Величайшие храмы мира
Гранада — последний оплот мавров на Пиренеях. С ее падением 2 января 1492 года закончился период Реконкисты — длительной борьбы испанцев за освобождение от арабского владычества. Памятником освобождения Гранады от мавров и общественным центром города стал собор, строительство...
Величайшие храмы мира
Леон — в прошлом столица одноименного королевства, сыгравшего решающую роль в истории Реконкисты. Именно здесь были заложены основы объединенного испанского государства, первоначально именовавшегося Королевством Кастилии и Леона. Основание Леона относится еще к римским временам...
Величайшие храмы мира
Расположенный на северо-западе Испании, буквально на краю земли (древние римляне так и называли эти места — «Finis Terrae», «конец земли»), город Сантьяго-де-Компостела считается третьим по значению святым городом христианского мира после Иерусалима и Рима, и до сих пор...
Величайшие храмы мира
«Корона Испании и свет всего мира» — так когда-то называли Толедо, древнюю столицу Испании. История города теряется в глубокой древности. Древнеримский историк Тит Ливий писал о том, что в 193 году до н. э. римские легионы консула Маркуса Фульвиуса Нобилиуса взяли после...
Величайшие храмы мира
За две с половиной тысячи лет своего существования Севилья побывала в руках иберов, римлян, готов, арабов, а затем перешла под скипетр испанских королей. Одна эпоха сменяла другую, и вместе с каждой эпохой уходили в прошлое ее памятники, а их место занимали другие. Сегодняшний...

Поделиться:

Реклама