Собор Санта-Мария де ла Седе в Севилье - это...
За две с половиной тысячи лет своего существования Севилья побывала в руках иберов, римлян, готов, арабов, а затем перешла под скипетр испанских королей. Одна эпоха сменяла другую, и вместе с каждой эпохой уходили в прошлое ее памятники, а их место занимали другие.
Сегодняшний собор Санта-Мария де ла Седе в Севилье стоит на месте Большой мечети, построенной кордовским халифом Абу Якубом. Это белоснежное грандиозное здание, необычайно роскошное, сооружавшееся почти три века — с IX по XII, — еще длительное время после взятия испанцами Севильи в 1248 году оставалось нетронутым. Оно лишь обстраивалась часовнями-капеллами. И только в первые годы XV века мечеть была разрушена и на ее месте началась постройка христианского храма.
«Этот собор будет создан столь грандиозным, что нас посчитают безумными», — сказал при закладке храма один из членов городского совета. Сооружение действительно получилось огромным: сегодня собор в Севилье — самый большой в Испании и третий по величине в Европе. Но и он значительно уступает по размерам Большой мечети, стоявшей некогда на его месте. От постройки халифа Абу Якуба сохранились примыкающие к северной части собора Апельсиновый двор и старинный портал Пуэрта дель Пердон («Врата прощения»). Двери портала покрыты бронзовыми пластинками с выгравированным на них тончайшим орнаментом и арабскими надписями. В центре двора находится традиционный для мусульманской культуры фонтан, однако построен он еще до мавританского завоевания Испании — во времена вестготов.
Остатками мечети является и Хиральда — бывший минарет, ставший ныне частью ансамбля христианского храма. Хиральда — такой же символ Севильи, как Эйфелева башня для Парижа или статуя Свободы для Нью-Йорка. Она является основной вертикалью в ансамбле города и достигает в высоту почти 100 м. Хиральда запечатлена на многих живописных полотнах испанских художников, о ней писали Сервантес и Федерико Гарсиа Лорка. Хиральду считали восьмым чудом света. Испанский поэт Херардо Диего называл ее «славой архитектуры, не имеющей себе подобных».
Хиральду начали строить в 1184 году, во времена правления Якуба ибн Юсуфа, по проекту архитектора Ахмеда бен Бану. Достроена она была в 1198 году. Древняя часть башни имеет высоту 70 м. Ее основание сложено из камней, взятых из разрушенных древнеримских построек, и на некоторых камнях до сих пор можно видеть полустертые латинские надписи. Башня довольно массивна, в плане она представляет собой четырехугольник со стороной 13,6 м. Толщина стен у основания достигает 3 м. Однако изящный восточный орнамент, словно легкая сетка, наброшенный на поверхность стены, придает башне ощущение стройности и легкости. А на плоской крыше минарета находилась обсерватория — одна из крупнейших в то время в Европе.
В мавританскую эпоху Хиральду увенчивали четыре медных позолоченных шара. В одной из старинных хроник рассказывается, что, когда солнце освещало золотые шары Хиральды, их свет был виден на расстоянии дня пути от Севильи. Когда испанцы сняли шары с башни, то пришлось расширять городские ворота — огромные шары не могли пройти через них.
После постройки собора мавританский минарет стал колокольней христианского храма. В 1560—1568 годах известный испанский архитектор Эрнан Руис надстроил еще пять ярусов Хиральды. Они постепенно сужаются кверху. В нижнем, самом просторном ярусе, подвешено 25 колоколов, а последний ярус служит постаментом для бронзовой статуи Веры со знаменем в руках, выполненной в 1568 году скульптором Бартоломе Морелем. Эта четырехметровая статуя-флюгер — хиральдильо (от испанского hirare — вертеться, вращаться) — и дала название всей башне.
Архитектор, разработавший план здания и начавший строительство собора, неизвестен. Собор строился с 1402 по 1506 год, и это, как обычно, привело к смешению стилей в архитектурном облике собора. Он был задуман как пятинефный готический храм, но в его фасадах присутствуют мотивы эпохи Возрождения. Купол собора возводил архитектор Хуан де Онтаньон.
Размеры собора составляют 129 x 76 м. Он со всех сторон застроен домами, и только главный фасад — западный — доступен для полного обозрения. Фасад украшают многочисленные терракотовые фигурки епископов и святых.
Внутреннее пространство собора огромно. Высота центрального нефа достигает 36 м, а боковых — 25 м. Интерьер собора освещают семьдесят пять окон. Цветные витражи, изготовленные в начале XVI века мастером Кристофом Алеманом, считаются одними из лучших в Европе по выразительности изображений и цветовой насыщенности.
Собор в Севилье — настоящий музей испанской скульптуры и живописи. Широкий центральный неф разделяет Главная капелла, огороженная с трех сторон решеткой из кованого железа. В капелле находится самое грандиозное в Испании ретабло — заалтарный образ (близкий аналог иконостаса). Ретабло имеет пять рядов прямоугольных ниш, в которых помещены скульптурные изображения героев евангельских и библейских сюжетов. В центральной нише находится старинная статуя Мадонны, покрытая серебряными пластинами. Автором самой старой, центральной части ретабло, является фламандский мастер Данкарт, который создавал его в 1482—1492 годах, а завершил работу испанский скульптор Хорхе Фернандес в 1525 году. Росписи ретабло принадлежат кисти его брата — Алехо Фернандеса, известного испанского живописца эпохи Возрождения, автора одного из первых портретов Христофора Колумба.
В апсиде за Главной капеллой расположена Королевская капелла. Она была сооружена в 1575 году. В капелле находятся гробницы испанских королей Альфонсо Х и Педро Жестокого. Здесь же хранится статуя «Королевской Мадонны» — покровительницы Севильи, перенесенная в собор из дворца короля Альфонсо Х. Статуя Мадонны размером в человеческий рост была вырезана в XIII веке из кедра. Первоначально волосы ее были сделаны из золотых нитей, а голову увенчивала золотая корона. Внутри статуи находился механизм, позволяющий Мадонне поворачивать голову. Впоследствии золотые волосы были заменены шелковыми, корона пропала, механизм давно неисправен, но «Королевская Мадонна» и сегодня считается покровительницей города и глубоко почитается. В соборе находится и другое глубоко почитаемое изображение Мадонны — «Мадонна де лос ремедиос», Мадонна-исцелительница, выполненная неизвестным испанским мастером XVI века.
Рядом с Королевской расположена капелла Сан-Педро (Святого Петра). Ее украшают многочисленные картины работы знаменитого испанского живописца Франческо Сурбарана (1598—1664), ученика Педро Вильянуэвы и друга Веласкеса. В свое время он был назначен городским советом на должность главного художника Севильи и много потрудился над украшением города, включая и главный городской собор.
У южной стороны собора размещается главная ризница (Сакристия Майор), где хранятся две картины кисти Мурильо. А в одной из капелл — капелле Сан-Антонио — находится картина «Святой Антоний», заказанная Мурильо в ту пору, когда его уже признали лучшим художником Севильи. Но главным сокровищем, хранящимся в ризнице собора, является огромная серебряная дарохранительница, изготовленная в XVI столетии мастером Хуаном де Арфе. Этот выполненный из чистого серебра ковчег достигает 3 м в длину и обильно украшен скульптурой и орнаментом. В ризнице хранится и множество других реликвий, в том числе ключ от ворот Севильи, врученный маврами испанскому королю во время сдачи города. На ключе вырезана арабская надпись: «Да дарует Аллах вечное господство ислама в этом городе».
В сакристии Лас Калисес, соседствующей с главной ризницей, можно видеть множество картин испанских живописцев различных времен, в том числе большое полотно «Святая Юста и святая Руфина», принадлежащее кисти Гойи. Святые Юста и Руфина считаются покровительницами Севильи, и их изображения можно встретить повсюду в соборе, в том числе и в ретабло Главной капеллы. Для написания этой картины Гойя специально приезжал в Севилью, и обе святые изображены им на фоне Хиральды — символа города. Рядом находится огромная, более 16 м в высоту, картина «Святой Христофор переносит младенца Христа через реку», написанная художником Матео Пересом де Алесио. В Испании святой Христофор считался избавителем от насильственной смерти, и его изображение было обязательным для любой церкви. Святой Христофор из собора в Севилье — самое большое в Испании изображение этого святого.
Неподалеку от стены с картиной «Святой Христофор» находится гробница одного из самых известных в мире людей — Христофора Колумба, первооткрывателя Америки. Она изготовлена скульптором Артуро Мелида в 1891 году. Следует отметить, что многие исследователи считают, что эта гробница символическая и что сама могила великого мореплавателя находится в другом месте. Зато точно известно, что в соборе погребен сын великого мореплавателя — Эрнандо Колумб. Его могила находится в центральном нефе, между главным порталом и хорами. Эрнандо Колумб основал при соборе в Севилье знаменитую Колумбийскую библиотеку, которая насчитывает сегодня около 3 млн томов, включая редчайшие древние манускрипты, в том числе подлинные рукописи самого Христофора Колумба. С Колумбом в Севилье вообще связано очень многое — ведь после открытия Америки испанский король даровал Севилье монопольное право на торговлю с Новым Светом, и именно отсюда уходили к неведомым берегам нового континента корабли купцов и конкистадоров. А первым, что видели возвращавшиеся из далекого плавания моряки, была высоко взлетающая над городом Хиральда, увенчанная статуей Веры...
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: