Парфенон - это...

Акрополь — священный центр древних Афин. Во времена расцвета Афин здесь был создан грандиозный архитектурно-художественный ансамбль, в котоырй вошли всемирно известные храмы Парфенон, Эрехтейон, Ареопаг, храм Афины-Ники.

Центром афинского Акрополя является Парфенон — один из самых величественных храмов Древней Греции, посвященный богине Афине. Он был построен в 447—437 годах до н.э. архитекторами Иктином и Калликратом на фундаменте более раннего храма, также посвященного Афине.

Силуэт Парфенона господствует над Акрополем. Это классический образец древнегреческого храма, но в то же время он обладает целым рядом уникальных особенностей. Парфенон построен в виде периптера — его центральное помещение со всех сторон окружено колоннадой. Согласно нормам греческой архитектуры, число колонн на продольной стороне храма на одну больше удвоенного числа колонн на торцевой стороне, то есть составляет 8 и 17. Древние архитекторы учли, что прямые линии на расстоянии воспринимаются как слегка вогнутые, и с помощью ряда простых приемов — колонны едва заметно сужаются к верху, угловые колонны несколько наклонены к центру и т.д. — добились того, что Парфенон выглядит идеальным, гармоничным сооружением.

Стены храма сложены из мраморных блоков и облицованы гладко отполированными мраморными плитами. Из мрамора изготовлены колонны, карниз и фронтоны храма, а также богатое скульптурное убранство Парфенона. Несохранившаяся кровля храма была деревянной.

По периметру внешних стен храма на высоте 12 м непрерывной лентой тянулся знаменитый фриз Парфенона, детали которого снизу были почти неразличимы. Ранее считалось, что рельефы фриза изображают сцены из традиционной церемонии празднования «дня рождения богини Афины» — Панафинеи, которое проводилось раз в четыре года. Согласно другой версии, получившей признание сравнительно недавно, на фризе Парфенона изображены 192 героя, павших в Марафонской битве с персами в 490 году до н.э. Сцены, высеченные на камнях фриза, повествуют об эпизодах посмертной жизни героев Марафона: они предстают перед богами Олимпа.

Главный, восточный, фронтон Парфенона украшала величественная многофигурная композиция «Рождение Афины». По древнегреческой легенде, Афина, богиня мудрости, родилась из головы Зевса. Центром композиции являлись Зевс, сидящий на троне, и стоящая перед ним, только что родившаяся Афина в полном вооружении. Над ними вестница богов Ирида летит известить весь мир о рождении новой богини. Другие олимпийские боги в изумлении взирают на свершившееся чудо. В левом углу фронтона из вод Океана встает бог Солнца Гелиос, в правом — в эти же воды спускается богиня ночи Селена.

Тема скульптурной группы западного фронтона — спор Афины и Посейдона за власть над Аттикой. Легенда рассказывает, что боги предоставили право решить этот спор старейшинам Афин. Судьи присудили отдать победу тому из богов, чей дар окажется более ценным для города. Посейдон ударил трезубцем — и из скалы Акрополя забил соленый источник. Афина ударила копьем — и на Акрополе выросло оливковое дерево. Этот дар показался афинянам более полезным. Таким образом Афина вышла победительницей в споре, а оливковое дерево стало символом города.

Сегодняшний Парфенон, а точнее его величественные руины, белого цвета. В древности же фон фронтонов храма был выкрашен в красный цвет, фон фриза — в синий. На этом цветном фоне ярко белели мраморные скульптуры. Их детали были позолочены или выполнены из позолоченной бронзы.

Внутреннее пространство храма было разделено на две неравные части. Западная, меньшая часть храма, служила местом хранения государственной казны Афинской республики. Главная часть храма, восточная, разделялась на три нефа двухъярусной колоннадой. Здесь была установлена всемирно известная статуя Афины Парфенос (Афины Девы) работы великого древнегреческого скульптора Фидия. По имени Афины Парфенос храм и получил свое название — Парфенон.

Центральный зал храма освещался лишь светом, падавшим через дверной проем, и многочисленными светильниками. В этом полумраке высилась двенадцатиметровая статуя Афины, мерцавшая драгоценным убранством. Фидий изобразил Афину в длинных тяжелых одеждах, левой рукой опирающейся на щит, под которым свернулся в кольца змей Эрихтоний. В правой ладони Афина держала статую богини победы Ники. Голову Афины увенчивал богато украшенный шлем. Лицо и руки статуи были изготовлены из слоновой кости, одежда, украшения, вооружение — из листов чистого золота. Перед статуей был устроен небольшой бассейн, куда наливали воду, чтобы ее испарения предохраняли от пересыхания слоновую кость.

На щите, который держала Афина, были изображены сцены битвы греков с амазонками и Гигантомахии — борьбы богов с гигантами. Среди персонажей первой сцены Фидий изобразил самого себя в виде лысого старика, замахивающегося камнем. Подобная смелость была сочтена святотатством. К этому прибавились обвинения в злоупотреблениях, которые якобы совершал Фидий с полученными им для создания статуи Афины золотом и другими драгоценностями. В результате в 431 году до н.э. великий скульптор был заточен в тюрьму. По одним сведениям, Фидий умер в заточении, по другим — был отправлен в изгнание.

Статуя Афины, великое произведение античной скульптуры, просуществовав более девятисот лет, погибла в бурях времени, и судить о ней можно только по нескольким неудачным копиям. Сегодня место, где стояла статуя Афины, отмечено несколькими прямоугольными камнями.

Величайший храм Древней Греции, Парфенон, прошел вместе с ней все этапы ее истории. С закатом Греции начался закат храма. В византийскую эпоху, в начале VII века, Парфенон стал христианской церковью Святой Софии. Внутреннее устройство храма подверглось коренной переделке. При строительстве апсиды были уничтожены все центральные фигуры восточного фронтона — знаменитой композиции «Рождение Афины».

В 1456 году Афины были захвачены турками. Акрополь стал турецкой крепостью, Парфенон переоборудовали в мечеть, и в его юго-западном углу поднялась высокая тонкая башня минарета.

Главная трагедия произошла в XVII веке. В 1685 году началась война между Турцией и Венецианской республикой. Венецианцы осадили Акрополь. Турецкий перебежчик сообщил им, что в Парфеноне турки устроили пороховой склад. 26 сентября 1687 года венецианцы начали прицельный обстрел Парфенона, и бомба, попав в храм, вызвала взрыв всего порохового склада... Была разрушена вся центральная часть храма, кроме западной стены, и бульшая часть колоннады.

Когда спустя несколько дней турки сдались и венецианцы вступили на территорию Акрополя, они решили увезти в Венецию в качестве трофеев фигуру Посейдона и коней его квадриги — остатки композиции «Спор Афины с Посейдоном» на западном фронтоне. Когда их начали снимать, еле державшиеся после взрыва скульптуры упали и разбились.

В 80-е годы XVIII столетия французский посол в Турции вывез в Париж несколько уцелевших рельефов Парфенона. А в 1801—1803 годах известный грабитель древних памятников лорд Эльджин вывез в Англию 12 фигур с фронтонов, 56 плит с рельефами из фриза Парфенона и ряд других фрагментов памятника. Сегодня скульптуры из Парфенона имеются во многих музеях мира. В частности, основная часть фриза хранится в Британском музее.

Сегодня от центрального объема Парфенона осталась лишь западная стена, прорезанная в центре дверью десятиметровой высоты. Из подлинных скульптур в храме сохранились лишь две фигуры западного фронтона и фриз на западной стене.

Реставрация храма началась в XIX столетии. В 1926—1929 годах была восстановлена северная колоннада. Вслед за этим была предпринята попытка восстановить фронтонные скульптуры, подлинники которых частью погибли, частью попали в иностранные музеи. В Британском музее, в частности, находятся скульптуры Гелиоса и Селены — угловые фрагменты фронтона «Рождение Афины». На их месте в сохранившихся углах фронтона установлены слепки, выполненные из цемента с добавлением мраморной крошки, воспроизводящие внешний вид подлинников. В 1950-х годах был отреставрирован пол храма.

В глазах современников Парфенон являлся воплощением славы и могущества Афин. Сегодня Парфенон по праву считается одним из величайших образцов античного зодчества, шедевром мирового искусства и пластики.


Определения, значения слова в других словарях:

Библейская энциклопедия
Греция — у пр. Захарии (IX, 13) Иония, а у пр. Даниила (VIII, 21) Греция, вообще была известна евреям под названием Иаван (Иез. XXVII, 13). В Нов. Завете под сим названием в более общем смысле разумеется собственно Греция, Иония и Малая Азия. Во времена Александра Македонского...
Величайшие храмы мира
В 450 году до н.э., почти одновременно с Парфеноном в Афинах, на Рыночном холме (Колон Агорайос) началось возведение храма, посвященного богу-кузнецу Гефесту, — Гефестиона. Его строительство, длившееся десять лет, было предусмотрено общей строительной программой Перикла, в...
Величайшие храмы мира
Римский император Адриан (117—138 гг.) был большим поклонником греческой культуры. Известно, что во время путешествий его сопровождало много художников, в обязанность которых входили описания, зарисовки, архитектурные обмеры памятников искусства, попадавшихся на пути следования...
Величайшие храмы мира
Дельфы, один из древнейших городов Греции, славился в античном мире своим храмом Аполлона и знаменитым Дельфийским оракулом, к которому съезжались для гаданий паломники со всей Ойкумены. Древние греки придавали расположенному в Дельфах храму Аполлона и Дельфийскому оракулу...
Величайшие храмы мира
Олимпия — крупнейший религиозный центр Древней Греции. Само его название связано со священной горой Олимп — обиталищем богов. Этот древнегреческий город, расположенный в живописной долине реки Алфея, у подножия горы Кронос, издавна являлся одним из самых почитаемых святилищ...
Величайшие храмы мира
Каменные кариатиды Эрехтейона, поддерживающие кровлю храма, сегодня, вероятно, наиболее известный символ афинского Акрополя. Это совершенно уникальный памятник, не имеющий аналогий в древнегреческой архитектуре. Эрехтейон — второй по значению памятник Акрополя. В древности он...
Библейская энциклопедия Брокгауза
(Иония, Еллада):1) в Зах 9:13 Г названа Ионией (евр - Яван; Ис 66:19) Под царем Г (Дан 8:21; 10:20) подразумевается Александр Македонский;2) в НЗ Г (Елладой; Деян 20:2) названа рим провинция см Ахаия

Поделиться:

Реклама