Храм Зевса Олимпийского в Афинах - это...
Римский император Адриан (117—138 гг.) был большим поклонником греческой культуры. Известно, что во время путешествий его сопровождало много художников, в обязанность которых входили описания, зарисовки, архитектурные обмеры памятников искусства, попадавшихся на пути следования императора.
Значение Греции в эту эпоху уже угасало — она была всего лишь провинцией процветавшего Рима. Но как былой крупный культурный центр она еще давала миру талантливых писателей, зодчих, скульпторов, художников.
При Адриане в Афинах начались большие строительные работы. Воздвигались триумфальные арки, сооружались колоссальные по величине храмы и театры, новые жилые кварталы, водопроводы. В это время был построен грандиозный (82 x 42 м) храм Зевса Олимпийского — одно из самых больших сооружений Античности, прекрасный образец высокого мастерства греческих зодчих римской эпохи.
Строительство этого храма в свое время затеял еще афинский тиран Писистрат (560—527 до н.э.). При нем, по сообщению римского зодчего и историка архитектуры Витрувия, «в Афинах архитекторы Антистат, Каллесхр, Антимахид и Порм при начатой... постройке Зевсу Олимпийскому заложили основы фундамента, но со смертью Писистрата должны были оставить начатую постройку вследствие перерыва ее политическими событями». Заготовленные строительные материалы были пущены на возведение городской стены.
В 170-х годах до н.э. сирийский царь Антиох IV Епифан возобновил было строительство храма, но начавшаяся война помешала ему довести его до конца. Римский полководец Сулла, захвативший Афины в 87 году до н.э., разрушил недостроенный храм и вывез несколько его колонн в Рим. И только при императоре Адриане этот античный «долгострой» был наконец завершен.
Храм Зевса стоит на трехступенчатой террасе размерами 107,7 x 41,1 м. Его вытянутое прямоугольное здание когда-то окружали два ряда поставленных близко друг к другу колонн. На торцевых сторонах к ним прибавлялись еще колонны портиков. Это был настоящий мраморный «лес колонн», подавлявший зрителя своими размерами. Сейчас из 104 колонн, некогда окружавших храм, уцелело лишь 15. Высота каждой их них составляет 17,25 м, диаметр — 1,7 м. Колонны увенчиваются огромными, достигающими 3 м в диаметре пышными капителями.
О внутреннем устройстве храма известно мало. Когда-то в нем стояла гигантская хризоэлефантинная (т.е. покрытая золотом и слоновой костью) статуя Зевса, являвшаяся копией со статуи Зевса Олимпийского работы Фидия. Рядом с ней возвышалась статуя императора Адриана, также сделанная из золота и слоновой кости.
Неподалеку от храма Зевса в 130 году н.э. была поставлена арка Адриана, служившая воротами в выстроенные императором новые кварталы города. Место выбрано с глубоким художественным расчетом: если от храма Зевса Олимпийского смотреть в сторону Акрополя, то можно увидеть древний храм греков Парфенон сквозь арку, словно обрамляющую святыню Афин. При взгляде со стороны Акрополя в ее пролете видны могучие формы огромного храма Зевса.
На верхней части арки со стороны древних районов Афин написано: «Это город Тесея», а с другой — «Это город Адриана». Император Адриан, как и его предшественники, любил сопоставлять себя с легендарными греческими героями.
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: