Гефестион - это...

В 450 году до н.э., почти одновременно с Парфеноном в Афинах, на Рыночном холме (Колон Агорайос) началось возведение храма, посвященного богу-кузнецу Гефесту, — Гефестиона. Его строительство, длившееся десять лет, было предусмотрено общей строительной программой Перикла, в рамках которой осуществлялась и реконструкция Акрополя.

Храм бога-кузнеца возвышается над всеми зданиями афинской агоры*), увенчивая Рыночный холм подобно тому, как Парфенон увенчивает Акрополь. Ниже храма, на склоне Рыночного холма, располагались кузницы и лавки кузнецов, находившиеся под непосредственным покровительством Гефеста. Именно позднейшие раскопки этого квартала ремесленников, заселявших долину и склон холма, и многочисленные находки железных изделий и шлаков в районе Рыночного холма позволили археологам окончательно отождествить храм на холме с Гефестионом. Дело в том, что долгое время среди ученых шли споры по поводу того, кому посвящен храм — Гефесту или Тесею, которого чтили как основателя афинского демократического строя? Некоторые исследователи даже предпочитали называть храм не Гефестионом, а Тесейоном — «храмом Тесея». Однако находки археологов поставили окончательную точку в этом споре, и сейчас принято считать, что этот храм, построенный во время правления Перикла, по всей вероятности, сначала предназначался для Тесея, но затем афинские демократические круги настояли на посвящении храма богам афинских ремесленников — кузнецу Гефесту и Афине Эргане (Работнице).

С холма, на котором стоит Гефестион, открывается широкий вид на всю территорию афинской агоры. Само местоположение храма, возвышающегося над агорой и районом ремесленников — Керамиком, как нельзя лучше соответствовало его новому назначению — служить прославлению афинского ремесла. Жители Керамика, в первую очередь горшечники, кварталы которых теснились у агоры и у южного подножия Рыночного холма, чтили Афину, но им была близка не мудрая и воинственная Афина Паллада, а Афина Работница, посещающая мастерские, награждающая лучших мастеров и получающая в дар первые изделия их ремесла. Кузнецы же почитали единственного на Олимпе бога-труженика, небесного кузнеца Гефеста. В результате Гефесту пришлось разделить храм с Афиной, и приблизительно в 421—415 годах до н.э. их бронзовые статуи были установлены в Гефестионе. «Выше Керамика находится храм Гефеста, — пишет автор "Описания Эллады" Павсаний. — Что рядом с ним стоит изображение Афины, я этому ничуть не удивляюсь...»

У стен Гефестиона обычно устраивались пытки рабов, применявшиеся в афинском суде. Вблизи храма, у алтаря героя Еврисака, сына Аякса, стоявшего на том же Рыночном холме, всегда толпились бедняки, нанимавшиеся на поденную или временную работу. Здесь же заключались частные контракты, освященные присутствием Гефеста.

Сегодня Гефестион сохранился лучше всех других афинских построек античного времени, потому что в V веке н.э. он был обращен в церковь Святого Георгия, и хотя его внутреннее убранство было изменено, внешний облик практически не претерпел изменений. Это типичный образец древнегреческого храма. Его размеры составляют 13,7 м в ширину и 31,7 м в длину. Это строгий античный храм, выстроенный из паросского мрамора, с шестью колоннами на каждом фасаде и тринадцатью — на длинных сторонах. Высота колонн составляет 5,88 м.

Гефестион строился в одно время с Парфеноном, и в их облике присутствует множество сходных черт. Так же, как и в Парфеноне, вдоль северной и южной продольных сторон Гефестиона тянулась мраморная колоннада, обрамлявшая постамент со статуями богов. Однако скульптурный декор Гефестиона не столь богат, как у Парфенона, и сохранился он хуже.

Скульптурное убранство фасадов Гефестиона было призвано увековечить память героев Марафонской битвы, в которой афиняне одержали свою знаменитую победу над персами. Рельефы Гефестиона и украшающие его скульптурные метопы* посвящены прославлению богов, сражавшихся при Марафоне вместе с афинянами, — Афины, Геракла и Тесея.

На метопах под восточным фронтоном изображены девять подвигов Геракла: от первого подвига (схватки со страшным немейским львом, порождением стоголового Тифона), совершенного 16-летним Гераклом, до последнего (у северо-восточного угла), где был изображен Геракл, получающий яблоки в саду Гесперид. Сильно поврежденные временем скульптуры сохранились плохо. На многих метопах Геракл представлен в момент наивысшего напряжения. В сцене борьбы с немейским львом Геракл, отбросив в сторону и лук и меч, вступил в единоборство со зверем, вставшим на дыбы. Левая рука героя обхватила шею напрягшегося зверя с такой силой, что пальцы глубоко вдавились в шкуру животного. Жилы на ноге напряжены, голова резко наклонена к голове зверя, так что зритель видит лишь коротко остриженные волосы Геракла. Лев начинает задыхаться; его правая задняя лапа уперлась в ногу Геракла выше колена.

Не менее драматично представлена сцена борьбы Геракла со стоголовым Тифоном, у которого вместо каждой отрубленной головы немедленно вырастало две новых. Только прижиганием отрубленных мест можно было победить эту страшную огромную змею. На метопе возничий Геракла Иолай уже пришел на помощь Гераклу с горящей головней в руках. Но Тифон еще очень силен: его мощные щупальца обвили ногу Геракла. Несохранившиеся головы Тифона были бронзовыми, а тело, начинавшееся от самой кромки метопы, заполняло все ее пространство.

Подвигам Геракла были посвящены и скульптуры восточного фронтона Гефестиона. Они завершают развитие сюжета, представленного на метопах восточного фасада, которые заканчиваются изображением Геракла, стоящего в ожидании третьего яблока из сада Гесперид. Продолжение подвигов Геракла показано на фронтоне: получив последнее яблоко, герой поднимается на Олимп, где и происходит его обожествление. В центре композиции — Зевс, сидящий на троне. По обе стороны сидящего бога стоят Геракл и Афина, сопровождающая Геракла на Олимп. За ними конные группы с колесницами и возничими: Никой — у Афины, Иолаем — у Геракла. Колесницы означают, что Афина и Геракл только что прибыли на Олимп. Зевс повернулся в сторону Геракла, приветствуя подходящего к нему героя.

На восьми метопах северной и южной сторон храма изображены подвиги Тесея. И здесь выбраны наиболее драматические сцены. Так, например, борьба с разбойником Синисом представлена в тот момент, когда Синис уже пригнул к ноге вершину сосны, собираясь привязать к ней Тесея, но последний, перехватывая вершину дерева и наступив ногой на ногу Синиса, хватает врага за волосы, притягивая к себе. Синис резко упирается. Мускулатура его тела так напряжена, что видно — силач еще может продолжать борьбу.

На другой метопе марафонский бык остановлен Тесеем в момент мощного прыжка. Тесей, схватив быка одной рукой за рог, другой за морду, резким движением поворачивает его голову к себе.

На следующей метопе представлена борьба Тесея с аркадским исполином Керкионом, обитавшим в районе Элевсина. Эта скульптура сохранилась лучше других.

С восточной и западной сторон стены храма украшал фриз, плиты которого, хоть и поврежденные, в основном уцелели. На фризе главного, восточного, фасада изображены олимпийские боги, наблюдающие за сражением афинян с Паллантидами — врагами Тесея, на западном — борьба лапифов с кентаврами.

Полюбовавшись скульптурным убранством Гефестиона, посетитель входил в храм и застывал в немом почтении: прямо перед входом, в глубине зала, возвышался пьедестал, облицованный темным элевсинским мрамором. На нем возвышались две бронзовые статуи: Гефеста (высотой около 2,45 м) и Афины Эрганы (2,35 м), изваянные учеником Фидия Алкменом. Но как изобразить хромого бога, не «снизив» при этом его образ, не нарушив грань между карикатурой и величием? Алкмен сделал это настолько искусно и ненавязчиво, что его работа вызывала искреннее восхищение и столетия спустя. Римский оратор и философ Цицерон, вероятно, видевший статую Гефеста (Вулкана) в Гефестионе, лаконично написал: «Мы хвалим Вулкана в Афинах работы Алкмена, где бог представлен стоящим и одетым; хромота его показана слегка и не бросается в глаза».

Бог кузнецов в храме на Рыночном холме не мог быть изображен в парадном облачении олимпийцев; скорее всего, он был представлен в обычной одежде ремесленника. Чаще всего его изображали в простой тунике, доходящей до колен; на голове — мягкая коническая шапка. Традиционные атрибуты Гефеста — наковальня, клещи и молот.

Статуя хромого бога была установлена в храме около 420 года до н.э. Об этом свидетельствуют сохранившиеся надписи о празднествах в честь Гефеста — Гефестий. С ними было связано установление бега с факелами — лампадодромии, состязания, происходившего раньше во время двух больших празднеств — на Панафинеях и на празднике в честь бога огня Прометея.

Лампадодромия была состязанием афинских фил (городских районов). Гимнасиархи (спортивные руководители), выделенные филами, должны были отобрать среди молодежи кандидатов для участия в беге, тренировать их и кормить в период подготовки к состязаниям. Сорок человек от каждой филы стояли на дороге в 25 м друг от друга. По команде старта начинался эстафетный бег с факелами. Победу одерживала та фила, последний бегун которой первым приближался к алтарю Гефестиона и зажигал на нем священный огонь. Религиозное значение этого состязания состояло в том, что новый огонь, принесенный с наибольшей скоростью, считался самым чистым, и от него зажигался на алтаре огонь Гефеста.

Во время праздника, кроме бега с факелами, происходили хоровые состязания юношей.

В дни праздника Гефестий к храму направлялась торжественная процессия, возглавляемая особыми должностными лицами — гиеропеями. В этих процессиях принимали участие и метеки — чужеземцы, жившие в Афинах и не имевшие статуса полноправных афинских граждан. От общины метеков на алтарь Гефестиона жертвовались три быка. 200 афинян, назначенных гиеропеями, ждали сигнала барабана, чтобы поднять быков и одного за другим возложить их на алтарь.

Только в Афинах чтили праздники бога-кузнеца, и только в Афинах метеки и граждане объединялись вместе для праздничного пиршества, ибо Гефест был богом всех ремесленников независимо от их социального и этнического происхождения.


Определения, значения слова в других словарях:

Библейская энциклопедия
Греция — у пр. Захарии (IX, 13) Иония, а у пр. Даниила (VIII, 21) Греция, вообще была известна евреям под названием Иаван (Иез. XXVII, 13). В Нов. Завете под сим названием в более общем смысле разумеется собственно Греция, Иония и Малая Азия. Во времена Александра Македонского...
Величайшие храмы мира
Акрополь — священный центр древних Афин. Во времена расцвета Афин здесь был создан грандиозный архитектурно-художественный ансамбль, в котоырй вошли всемирно известные храмы Парфенон, Эрехтейон, Ареопаг, храм Афины-Ники. Центром афинского Акрополя является Парфенон — один из...
Величайшие храмы мира
Римский император Адриан (117—138 гг.) был большим поклонником греческой культуры. Известно, что во время путешествий его сопровождало много художников, в обязанность которых входили описания, зарисовки, архитектурные обмеры памятников искусства, попадавшихся на пути следования...
Величайшие храмы мира
Дельфы, один из древнейших городов Греции, славился в античном мире своим храмом Аполлона и знаменитым Дельфийским оракулом, к которому съезжались для гаданий паломники со всей Ойкумены. Древние греки придавали расположенному в Дельфах храму Аполлона и Дельфийскому оракулу...
Величайшие храмы мира
Олимпия — крупнейший религиозный центр Древней Греции. Само его название связано со священной горой Олимп — обиталищем богов. Этот древнегреческий город, расположенный в живописной долине реки Алфея, у подножия горы Кронос, издавна являлся одним из самых почитаемых святилищ...
Величайшие храмы мира
Каменные кариатиды Эрехтейона, поддерживающие кровлю храма, сегодня, вероятно, наиболее известный символ афинского Акрополя. Это совершенно уникальный памятник, не имеющий аналогий в древнегреческой архитектуре. Эрехтейон — второй по значению памятник Акрополя. В древности он...
Библейская энциклопедия Брокгауза
(Иония, Еллада):1) в Зах 9:13 Г названа Ионией (евр - Яван; Ис 66:19) Под царем Г (Дан 8:21; 10:20) подразумевается Александр Македонский;2) в НЗ Г (Елладой; Деян 20:2) названа рим провинция см Ахаия

Поделиться:

Реклама