Обрезание - это...
IНА ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ
Обычай О был широко распространен на Ближнем Востоке (особенно у египтян, аммонитян, едомитян и моавитян, см Иер 9:24-26 (МТ: "все эти народы обрезаны") Практиковался этот ритуал и в Израиле Существование его у вавилонян и ассирийцев не доказано; у древних финикийцев и филистимлян обрезания не было) В наше время О практикуется нек-рыми народностями Африки, Австралии и Америки Значение этого обычая трактуется различно В любом случае, видимо, в первую очередь О носило культовый характер, а мед или санитар соображения не играли здесь существенной роли Обряд совершался посредством оперативного вмешательства, заключавшегося в удалении крайней плоти у мужчин О глубокой древности обычая О говорят библ свидет-ва, согласно к-рым оно совершалось с помощью каменных ножей (Исх 4:25; Нав 5:2-8 - в МТ речь идет именно о каменных ножах)
IIОБРЕЗАНИЕ В ИЗРАИЛЕ
Введение О связано с именем Авраама (Быт 17:9-14) Во время странствования по пустыне народ Израиля не придерживался этого обычая, но затем он был восстановлен Иисусом Навином (Нав 5:2 и след) Обряд совершался над всеми мужчинами любого возраста (см Быт 17:10,23; 21:4; Нав 5:2 и след), но гл обр обрезанию подвергались младенцы муж пола, не достигшие восьми дней (Быт 17:12; Лев 12:3; Флп 3:5) О применялось также к рабам, считавшимся членами семейной общины, и к чужеземцам, желавшим принять участие в праздновании Пасхи (Быт 34:14-17; Исх 12:48), а позднее - и к полностью принявшим иудаизм Как правило, обряд совершался главой дома (Быт 17), реже - матерью (Исх 4:25), а позднее - врачом и могелом (что значит "тот, кто обрезает") Во времена Иисуса имя младенцу давалось сразу после О (Лк 1:59) В первых христ общинах, в тч и в Иерусалиме, О сначала распространялось на всех без искл мужчин (о чем свидет спор, разгоревшийся на собрании апостолов), пока Павел не добился, чтобы О не совершалось над обращенными из язычников (Деян 15:1-20; Рим 4:12; Гал 2:2 и след; см также 1Кор 7:18 и след)
IIIЗНАЧЕНИЕ ОБРЕЗАНИЯ
В Израиле О было символом завета между Богом и Его народом (Быт 17:9-14; ср Исх 4:25; 12:48; Нав 5:2 и след; Деян 7:8; Рим 4:11 и след)и служило чисто внеш признаком Израиля, отличавшим его от необрезанных, те от язычников, олицетворением к-рых в этом отношении были филистимляне(Суд 14:3; 15:18; 1Цар 14:6; 17:26; 2Цар 1:20) Слово "необрезанный" имело у израильтян презрительный оттенок И наоборот, во времена эллинизма определ круги в Израиле стыдились О и всячески старались скрыть следы операции, чтобы во время спортивных соревнований, участники к-рых по примеру греков состязались без одежды, в них не узнали бы евреев Почему именно О стало символом завета, неиз-вестно Но в любом случае оно напоминало израильтянам об обетованиях, заключ в Божьем завете (относит потомства, владения землей, Быт 17:4-8), и об обязанностях, возлож в нем на Израиль(Втор 10:16; 30:6; Иер 4:4; Иез 44:7; Рим 4:11; Гал 5:3) В НЗ выражение "обрезанные" иногда означает евр религ общину в ее противопоставлении христ общине (Гал 2:8; Кол 4:11)
IVМЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
1) "необрезанные" деревья - это фруктовые деревья, с к-рых в течение четырех лет после посадки не позволялось собирать урожай (Лев 19:23-25);
2)необрезанные губы, уши, сердца и тд олицетворяют греховность и порочность человека (Лев 26:41; Иер 6:10; 9:25; Иез 44:9; Деян 7:51; Кол 2:13) Соотв, эти органы нуждаются в дух обрезании, необходимом человеку, пренебрегающему заветом Господа и нуждающемуся в Божьем прощении (Втор 10:16; 30:6; Иер 4:4; 9:26);
3)апостолПавел использует понятие О как символ обновления человека через веру в Христа, к-рое он называет О Христовым (Кол 2:11) О Христово заключается в "совлечении греховного тела плоти" и совершается, в отличие от иуд обряда, не ножом и не по букве Закона, а в сердце и по духу (Рим 2:29; Кол 2:11)Павел выступает против утверждения о том, что иудеем, те участником завета с Богом, человека делает наружное О (Рим 2:28 и след) Причастность к Богу основывается на внутр дух обновлении человека Тем самым иуд О становится ненужным и бессмысленным (Рим 4:12; Гал 2:3 и след; 5:6; 6:15; Кол 2:11) Свидет-вом подлинности этого внутр О служит крещение(Кол 2:12) "Обрезание Христово" выступает здесь как понятие, равнознач "совлечению плоти", подтверждаемому крещением, к-рое следует понимать как погребение ветхого человека То, в Кол 2:12 мы имеем дело с неполным сравнением, и поэтому следует избегать прямого отождествления О и крещения В крещении заключен очень важный момент, к-рого не было в обряде О времен Павла, а именно - крещение доказывает, что Божий завет действен не благодаря к-л внеш знаку, а благодаря Духу, обновляющему человека в вере (Рим 2:29; Кол 2:12)
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: