Обрезание - это...
ОБРЕЗАНИЕ, Брит-мила (букв. с иврита — "завет обрезания"; мила — "обрезание") — в иудаизме — один из важнейших и древнейших обрядов, символизирующий Союз (см. Берит), Завет, между Богом и народом Израиля, и прежде всего ответственность мужчин за этот Завет. О. состоит в удалении крайней плоти у младенцев мужского пола на восьмой день — через сакральный срок (семь дней) — после рождения. При этом О., выступая важным знаком именно иудейской традиции (в отличие, например, от христианства), не является посвящением в еврейство в национальном смысле, ибо, согласно Галахе, любой ребенок, рожденный матерью-еврейкой, считается евреем, даже если над ним не совершили обряд О. Однако стать полноценным членым религиозной общины он может только в том случае, если его родители или он сам выполнят завет О.
О. имеет сакральный смысл и устанавливает особую связь между Богом и человеком, позволяя последнему присоединиться к Завету, заключенному некогда между Всевышним и праотцем еврейского народа Авраамом. При этом, безусловно, нееврей по происхождению, осуществляющий гиюр — переход в иудаизм, не может стать полноценным евреем (равно как и иудеем; между этими понятиями в религиозной традиции практически нет различий), не исполнив завет О.
Согласно Торе, первым евреем, совершившим О. по указанию Самого Бога, стал Авраам. Отныне обряд О. должен выполняться всеми потомками Авраама, а также теми, кто примкнул к его роду: "Сей есть завет Мой, который вы должнысоблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол. Обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным" (Быт 17:10—13. — СП). Тот же, кто будет необрезан, подвергнется карету (карет — букв. "срез", перен. — "истребление") — особой и таинственной каре Божьей. Невыполнение завета О. — один из двух случаев, когда еврею грозит карет, что еще раз подчеркивает особую значимость О. как сакрального действа. Заповедь О. является столь важной в иудаизме, что еврейские законоучители полагали, будто земля и небо существуют только ради крови завета О. (Шаббат 137б).
Известно, что О. практиковалось у различных народов древности еще с доисторического периода и, вероятно, носило характер инициации — посвящения в члены мужского, воинского, взрослого и т. п. коллектива. На Ближнем Востоке О. практиковали в Египте, и в тот период, когда там оказались евреи, обращенные в рабство (ок. 1700—1300 или 1600—1200 до н. э.; см. Тора, Моше), — скорее всего в медицинских целях (О. крайне полезно для физиологического здоровья мужчины, равно как и живущей с ним в браке женщины, особенно в жарком климате). Однако только в еврейской традиции этот обряд был наполнен особым сакральным смыслом. Существует предположение, что именно из Египта евреи вынесли обряд О. Танах сообщает, что ханаанеяне, в отличие от евреев, не знали обряда О. (Быт 34:14—16). Во время сорокалетних скитаний в пустыне после Исхода из Египта еврейские младенцы не подвергались О., однако Йеѓошуа бин Нун (Иисус Навин; см. Пророки) приказал всем мужчинам исполнить обряд О., прежде чем ввести народ в Ханаан. Таким образом, согласно логике Библии, жизнь народа в Земле Обетованной и подлинная связь с Богом невозможны без О.
Таким образом, О. окончательно осмысливается как знак, имеющий религиозно-этическое наполнение: О. символизирует очищение человека от всякой нечистоты и его смирение, самообуздание, умение направить свою волю на служение Всевышнему. При этом письменные пророки опираются на древнюю символику Торы, а в более поздних слоях текста и влияют на нее. Тора многократно говорит о необходимости обрезать "крайнюю плоть сердца", т. е. очистить сердце от грехов и наполнить любовью к Богу.
Согласно еврейскому закону, важнейшая обязанность родителей — выполнить заповедь О. по отношению к сыну. В Талмуде была разработана особая процедура обряда, ибо Тора ничего не говорит об этом подробно. О. выполняет специально подготовленный профессионал — моэль, или моѓэль (букв. "совершающий обрезание"); в наше время он чаще всего обязан пройти соответствующую медицинскую подготовку. О. предписывается производить утром — в подражание рвению Авраама, незамедлительно исполнившего требование Бога. О. не отменяется даже тогда, когда 8-й день после рождения ребенка падает на Шаббат или праздник, в том числе и Йом-Киппур (О. может быть отложено только в том случае если ребенок слаб, болен или медики указывают на опасность осложнений; действует более важное правило пиккуах-нефеш — "спасения жизни"). Обряд выполняется в торжественной обстановке, в присутствии родственников и близких друзей, иногда в синагоге, как это было принято во времена Средневековья, но чаще всего дома или в специальных помещениях родильных домов в Израиле. В начале ритуала ребенка приветствуют словами барух ѓа-ба — "благословен приходящий", или "благословен входящий", т. е. приходящий в этот мир и приобщающийся к Союзу (Завету) с Богом. У сефардов принято исполнять особый пиют, благословляющий соблюдающих завет.
О. является одним из тех иудейских ритуалов, который позволил еврейскому народу на протяжении многих веков и даже тысячелетий сохранить свою аутентичность. Как утверждал Б. Спиноза, одной только практики О. достаточно, чтобы обеспечить выживание еврейского народа. В 19 в. лидеры реформизма в иудаизме пытались отказаться от О. Однако в результате дискуссии с ортодоксальными раввинами реформисты признали важность завета О. Для многих ассимилированных евреев О. остается одной из форм связи с иудаизмом.
Обрезание соблюдается также в исламе ибо, по слову Пророка Мухаммада, все мусульмане — через Йишмаэля (Измаила) — потомки Авраама (в мусульманской традиции — Ибраѓима).
Г. В. Синило
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: