Лабиринт - это...

ЛАБИРИНТ - образ-метафора постмодернизма - один из центральных элементов системы понятий философского миропонимания Борхеса (см эссе: "Сад расходящихся тропок", 1944; "Дом Астерия", 1949; "Абенхакан эль Боха-ри, погибший в своем лабиринте", 1949 и др) и Эко (см: "Имя розы", 1980; "Заметки на полях "Имени розы", 1983; "Путешествия в гиперреальности", 1987; "Пределы Интерпретации", 1990; "Остров прежнего дня", 1994; "Поиск совершенного языка", 1995 и др) У Борхеса выступал, в частности, своеобычной моделью вселенского мироустройства: мир суть Вавилонская библиотека, охватывающая "все возможные комбинации двадцати с чем-то орфографических знаков (число их, хотя и огромно, не бесконечно) - или все, что поддается выражению - на всех языках" Согласно Борхесу, такое "книгохранилище" - это Л или Система, архитектоника которой обусловливается собственными правилами - законами предопределения, высшего порядка, провидения Вселенная-библиотека у Борхеса структурна, ибо периодична: "Если бы вечный странник пустился в путь в каком-либо направлении, он смог бы убедиться по прошествии веков, что те же книги повторяются в том же беспорядке (который, будучи повторенным, становится порядком: Порядком") Восприняв борхесовскую идею Л как образно-знаковую модель Универсума, Эко ("Имя розы") выстраивает своеобразную "двойную метафору - метафору метафоры", акцентированно изображая библиотеку аббатства как Л, непостижимый и недоступный для непосвященных Монастырское книгохранилище у Эко - своего рода мировой план, в котором любому помещению (в зависимости от его месторасположения) присвоено символическое географическое наименование: по замечанию одного из центральных персонажей, "библиотека действительно построена и оборудована по образу нашего земноводного шара" Пожар, уничтоживший библиотеку, у Эко - это не столько воображаемая на знаковом уровне процедура разрушения борхесовского Л в результате теоретической и аксиологической полемики, сколько символ смены доминирующей парадигмы мироописания как итога интеллектуальной революции постмодерна По мнению Эко ("Заметки на полях "Имени розы"), борхесовский Л Вселенной системен и структурен, выход из него предопределен самим фактом его существования: в нем нет разветвлений и тупиков, отсутствует ситуация перманентного выбора, ибо блуждающий в нем - это фаталист в состоянии пассивной зависимости от прихотей и причуд творца Л (Таковыми Л в истории человечества, нередко понимаемой Эко как история мысленного конструирования людьми возможных миров, являлись: а) безальтернативный Л Минотавра, в котором было в принципе невозможно заблудиться, ибо все дороги вели (безразлично - с помощью нити Ариадны или без оной - к неизбежной развязке - встрече с Минотавром); б) "маньеристический", по Эко, Л, состоящий из разветвленных коридоров со множеством тупиков - выход из которого в конечном счете достижим через конечное число проб и ошибок) Постигнув физиологическую, психологическую или ментальную организацию их создателей - можно проникнуть в тайну самих Л: герои романа Эко разгадали загадку Л "извне", а не "изнутри" Скорее мировоззренческий, нежели сюжетный вывод Эко оказался достаточно категоричен: "Хорхе не смог соответствовать собственному первоначальному замыслу" Согласно Эко, подлинная схема Л мироздания - это "ризома", устроенная так, что в ней "каждая дорожка имеет возможность пересечься с другой Нет центра, нет периферии, нет выхода Потенциально такая структура безгранична" Путешествие в таком Л - являет собой ситуацию постоянного выбора, облик создателя такого Л куда менее значим: мир такого Л не достроен до конца, не подвластен даже предельному рациональному пониманию: "Пространство догадки - пространство ризомы" (Эко) Сопряжение "ризомы" и "структуры", с точки зрения Эко, невозможно и немыслимо - это понятия-антиподы Постмодернистский Л ризомы призван сменить традиционалистский, классический Л мироподобной библиотеки Хорхе Бургосского, прототипом которого для Эко был сам Борхес Истоки идеи Л ризомы Эко усматривал в парадигме устройства мироздания средневекового герметизма, а именно в идее о том, что мир целиком отражается в любом своем конкретном проявлении ("принцип всеобщего подобия"), вкупе с отказом от закона причинной обусловленности, результирующимся в трактовке Универсума как "сети переплетающихся подобий и космических симпатий" Семи-озис в рамках герметизма, по Эко, органично допускает и фундирует "герметический дрейф" - "интерпретативный обычай, преобладавший в ренессансном герметизме и основывающийся на принципах универсальной аналогии и симпатии" Последний на уровне интеллектуальной практики являет собой бесконечный переход "от значения к значению, от подобия к подобию, от связи к другой связи": знак, тем самым, по Эко, оказывается чем-то таким, посредством познания которого мы постигаем "нечто иное" (ср: посредством познания знака мы постигаем "нечто большее", по Пирсу) Историческим коррелятом "герметического дрейфа" в предельных его версиях Эко полагал поиск источников бесконечных значений в процедурах каббалы, отдавая предпочтение "процессу свободного лингвистического творения" или "экстатической каббале" (когда почетное место между Текстом и Богом занимал Толкователь) перед "теософической каббалой" (когда посредником между Богом и Толкователем выступал Текст) Пророча наступление Зона (см ЗОН) Ризомы, Эко не пренебрег постановкой ряда очевидных проблем: Бесконечна ли ризома? Допустима ли акцентированно безграничная и беспредельная иерархия смыслов и значений применительно к миру людей, понимаемому и интерпретируемому в качестве особого Текста, особого Мира Знаков? Насколько продуктивен в предельных своих проявлениях сопряженный с бытием этого мира бунт Означающего против тирании Означаемого? Отталкиваясь от экстравагантных мистических опытов герметизма и оккультизма, продуцируя мыслимый диапазон траекторий человеческих судеб в Л пространства ризомы, Эко пришел к выводу ("Маятник Фуко", "Остров прежнего дня"): семиозис в игровой форме есть и безусловно должен быть ограничен "Рамки" гиперпространства ризомы задаются предельно артикулированной сакральной осмысленностью жизни и ее смыслов: только "о-смысленный", по Эко, семиозис - нить из бес-смысленного ризоматического Л "Рождение Читателя оплачено смертью Автора" (Барт) Для человека не может быть ситуации невозможности преодоления Л - есть неизбывная проблема цены этого (см: БОРХЕС, ЭКО, РИЗОМА, СМЕРТЬ СУБЪЕКТА)


Определения, значения слова в других словарях:

Символы; знаки; эмблемы: Энциклопедия / авт.-сост. В.Э. Багдасарян; И.Б. Орлов; В.Л. Телицын
ЛАБИРИНТ — символ вселенского препятствия, который изображается в виде диска, семантически связываясь с подземным миром и небом. Души живых и умерших не могут выбраться из безвыходной ситуации лабиринта. Лабиринт — это путешествие от смерти к рождению. Он охраняется неким царем...
Философский словарь
- образ-метафорапостмодернизма - один из центральных элементов системы понятий философского миропонимания Борхеса (см. эссе: "Сад расходящихся тропок", 1944; "Дом Астерия", 1949; "Абенхакан эль Боха-ри, погибший в своем лабиринте", 1949 и др.) и Эко (см.: "Имя розы", 1980; "...
Философский словарь
(Греч.) Египет имел "небесный лабиринт", в который ныряли души умерших, а также его представитель на земле, знаменитый , ряд подземных залов и коридоров с самыми неожиданными поворотами. Геродот описывает его как состоящего из 3 000 помещений, половина из которых находилось...
Теософский словарь Е.П. Блаватской
(Греч.) Египет имел «небесный лабиринт», в который ныряли души умерших, а также его представитель на земле, знаменитый , ряд подземных залов и коридоров с самыми неожиданными поворотами. Геродот описывает его как состоящего из 3 000 помещений, половина из которых находилось...
Энциклопедия мифологии
- дворец, из которого невозможно найти выход. Построен искусным мастером Дедалом на Крите по образцу аналогичного египетского дворца. Царь Миносприказал построить этот дворец, чтобы спрятать от людских глаз Минотавра - человеко-быка, рожденного от преступной связи царицы Пасифаи...
Психологическая энциклопедия
1. Слово, заимствованное из греческого языка, обозначающее любую структуру, состоящую из запутанных путей. 2. Из-за своей сложности и запутанных мембранных и костных конструкций так называется внутреннее ухо, в котором содержатся сенсорные органыслуха и равновесия.
Психологическая энциклопедия
Любой экспериментальный прибор, состоящий из проходов и culs-de-sac (тупиков), ведущих от начала коробки к выходу или к целевой коробке. Наряду с проблемными коробками лабиринты были необходимыми компонентами лабораторного оборудования в ранних исследованиях инструментального...
Психологическая энциклопедия
Полость, в которой расположено внутреннее ухо млекопитающих.
Словарь символов
Чрезвычайно сложный символ. Это может быть любое устройство, постройка, тропинка, огороженная скамьями или заборами, может быть танец, ритуальный беспорядок, танец-суматоха, игры или стены. Зачастую расположен под землей, во тьме. ы бывают двух видов. Однонаправленные, где один...

Поделиться:

Реклама