Кришна - это...

(др.-инд. krsna, букв. «чёрный», «тёмный», «тёмно-синий»), в индийской мифологии сын Васудевы и Деваки, аватара Вишну. Образ К. многозначен; по-видимому, в нём слились различные мифологические и, может быть, даже исторические прототипы.
Предполагают, что «чернота» К. - свидетельство южноиндийского, дравидского происхождения его образа. Цвет тела К. - тёмно-синий или тёмно-лиловый (реже он изображается совсем чёрным, тёмно-зелёным или тёмно-коричневым) и сравнивается с цветом дождевой тучи, несущей освобождение от смертоносной жары. К. по природе своей - прежде всего защитник, избавитель. Но для индийца в слове «», «Чёрный», есть также что-то недоброе, зловещее;это же имя носят (в ведах и позже) различные демоны- асуры . В мифологии джайнов и буддистов К. - фигура отрицательная (у буддистов - глава чёрных демонов, врагов Будды). В индуистской мифологии недобрые свойства К. объясняются ссылками на непостижимость природы бога, его неподвластность человеческим нормам и, как правило, оттеснены на второй план или переосмыслены.
Самое раннее упоминание о К., сыне Деваки, - в «Чхандогья-упанишаде» (III 17, 6), где он - ученик наставника Гхоры Ангирасы. Однако неясно, тот ли это К., деяния которого описаны в «Махабхарате», «Хариванше» и пуранах. В «Махабхарате» К. действует преимущественно как воитель и политик, союзник пандам», мудрый, мужественный, но порой вероломный в отношениях с врагами. В «Бхагавад-гите», включённой в «Махабхарату» вставной поэме, К. - колесничий Арджуны - перед битвой на Курукшетре являет себя как высшее божество (Вишну) и излагает религиозно-философскую доктрину, получившую (в различных толкованиях) большую популярность в Индии, а позже и за её пределами. В традиционном списке десяти аватар Вишну К. занимает восьмое место. Но иногда (напр., в «Гита-говинде» Джаядевы) К. считается более чем аватарой - полным проявлением Вишну, а его место в десятке аватар занимает Баларама. «Вхагавата-пурана» называет двадцать две аватары Вишну, в числе которых и К. (двадцатый) , и Баларама (девятнадцатый). В «Бхагавата-пуране» (а также в «Вишну-пуране», в более поздней «Брахмавайварта-пуране» и в других пуранах) содержится изложение «биографии» К. с теологическими разъяснениями. В городе Матхура правил неправедный царь Канса. Чтобы избавить от него землю, Вишну решает родиться в человеческом облике. Канса слышит предсказание, что он умрёт от руки восьмого сына своей двоюродной сестры Деваки, и убивает всех рождающихся у неё от Васудевы сыновей. Спасается лишь седьмой сын Баларама, а восьмого сына, К., едва тот родился, Васудеве чудесным образом удаётся переправить на другой берег Ямуны, где он воспитывается в семье пастуха Нанды и его жены Яшоды. Канса, узнав об исчезновении новорождённого, приказывает убить всех младенцев в Матхуре. Детство К., его шалости (похищение масла у Яшоды, одежд у купающихся пастушек и др.) и подвиги (убийства демонов, которых подсылает Канса, поглощение пламени лесного пожара и спасение от него коров и пастухов, победа над повелителем змей Калией; поднятие над головой горы Говардхана, чтобы прикрыть от дождя пастухов, пастушек и их скот, и др.) - излюбленные темы индийской поэзии. Ещё более популярная тема - любовь пастушек к отроку К. Заслышав свирель пастуха К„ пастушки, бросая мужей и домашние дела, бегут к нему и танцуют с ним в экстазе на берегу Ямуны. Пастушки и их влечение к К. трактуются индусами как символ человеческих душ, устремлённых к слиянию с богом. Но бог неуловим и недостижим: в конце концов, К. покидает пастушек, чтобы выполнить свой долг - убить Кансу. Убийством тирана завершается юность К. Из пастуха он превращается в воина и политика : восстанавливает справедливую власть в Матхуре и защищает город от демонов, мстящих за Кансу. При этом К. переводит всех жителей Матхуры - ядавов в Двараку. новый город, который по его приказу строится за одну ночь. Совершая дальнейшие подвиги, К. обретает сначала восьмерых жён (первая из них Рукмини), а затем ещё 16 100 жён. Обладая чудесной способностью пребывать одновременно со всеми жёнами, К. производит многочисленное потомство. После битвы на Курукшетре, которая завершает круг земных дел К.Вишну, К., решив вернуться в божественные сферы, сначала уничтожает весь город ядавов, а затем и сам погибает от стрелы охотника, принявшего его за оленя.
В средневековой индийской культуре наибольшую популярность при
обрёл образ К.-любовника (при этом на первый план выдвинулась одна из пастушек - Радха, хотя в некоторых сектах и областях Индии преобладает культ Рукмини). В поэзии и живописи этот образ получал различные трактовки: и религиозно-аллегорические, и вполне мирские, - грани между которыми установить подчас весьма трудно. В 19-20 вв. некоторые индийские авторы, испытавшие влияние европейской культуры, пытались «очистить» образ К. от эротики и представить К. образцом политического, государственного деятеля (Бонкимчондро Чоттопаддхай в трактате «Жизнь Кришны»; Айодхъясинх Упадхьяй Хариаудх в поэме «Любимый на чужбине»). Сходство некоторых моментов в мифе о К. и в преданиях о жизни Иисуса Христа, а также фонетическая близость имён («», в другом произношении «Кристна», «Христос») давали основания некоторым исследователям видеть в К. видоизменённый образ Христа, некогда занесённый в Индию кочевыми племенами. Однако эта гипотеза не подтверждена сколько-нибудь убедительно.
Лит.: Лаллу Джи Лал, Прем Сагар, пер. с хинди, вступит, статья и примечания А. П. Баранникова. М.-Л„ 1937 (Легенды о Кришне, 1); Три великих сказания древней Индии, М., 1978; Archer W. G., The loves of Krishna in Indian painting and poetry, L., 1957; Krishna: myths, rites and attitudes, ed. by М. Singer, Honolulu, 1966; Ruben W., Krishna. Konkordanz und Kommentar der Motive seines Heldenlebens, Istanbul, 1944.
С. Д. Серебряный.






Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
(санскр. цвет грозовой тучи, несущей дождь, который освежает природу). 1. В индийской мифологии - сын Васудевы и Деваки, по разным источникам восьмой или двадцатый аватара верховного бога Вишну, который явил себя перед наступлением нашей эпохи кали-юги, эпохи вражд, раздоров и...
Энциклопедия "Религия"
КРИШНА (древнеинд. букв. — "черный", "темный", "темно-синий") — в индийской мифологии и религии сын Васудевы и Деваки, восьмой Аватар Вишну, мыслимый как Спаситель индусов. К. многозначен: Божество, мифологический герой, Великий Учитель человечества — в нем слились объективации...
Философский словарь
(санскр., букв. - темный, черный) — один из почитаемых богов в индуизме, считается 8-м воплощением (аватарой) Вишну. В индуистской мифологии представлен в образе мудрого царя-воина и божеств, пастуха. В «Afc-хабхарате» К. - одна из важнейших фигур в борьбе за власть 2 царских...
Философский словарь
(Санскр.) Самый прославленный аватар Вишну, "Спаситель" индусов и их самый популярный бог. Он - восьмой Аватар, сын Дэваки и племянник Кансы, индийского Царя Ирода, который, ища его среди пастухов овец и коров, укрывших его, убил тысячи их новорожденных младенцев. Повесть о...
Словарь индуизма
(Черный) - одно из наиб, популярных божеств индуизма, почитаемое в разл. ипостасях:1) как племенной герой, сын царя вришниев Васудэвы от Дэваки, предводитель союза пастушеских племен (ядавов, абхиров и др.), в "Махабхарате " - родственник Пандавов, колесничий героя Арджуны и его...
Новейший философский словарь
КРИШНА (древнеинд Krsna, Krshna, букв, "черный", "темный", "темно-синий") - в индийской мифологии и религии сын Васудевы и Деваки, восьмой Аватар (воплощение) Вишну, мыслимый как Спаситель индусов К многозначен: Божество, мифологический герой, Великий Учитель человечества - в...
Теософский словарь Е.П. Блаватской
(Санскр.) Самый прославленный аватар Вишну, «Спаситель» индусов и их самый популярный бог. Он - восьмой Аватар, сын Дэваки и племянник Кансы, индийского Царя Ирода, который, ища его среди пастухов овец и коров, укрывших его, убил тысячи их новорожденных младенцев. Повесть о...
Словарь восточных терминов
буквально: черный, темный, темно-синий. Имя восьмого АватараВишну.

Поделиться:

Реклама

Betboom.ru