Хадж - это...
паломничество к главной святыне исламского мира – мекканскому храму Каабе – которое должен совершить каждый состоятельный мусульманин. Если средства не позволяют мусульманину совершить такое паломничество, он должен послать вместо себя «заместителя» (вакиля аль-хаджж). совершается в месяц зульхиджа по лунному календарю и состоит из серии обрядов (манасик). Караваны паломников прибывают в Мекку к 7 числу месяца зуль-хиджда и прежде всего совершают очистительный обряд принятия ихрама (омовение, стрижка волос, обрезание ногтей). Ихрамом называется также одежда, надеваемая в состоянии ритуальной чистоты при вступлении на Священную землю. Она состоит из двух кусков чистой белой полотняной материи, до которой не дотрагивалась игла. Одним куском опоясываются, а другим прикрывают спину и грудь, накидывая его на левое плечо и завязывая на правом боку. Голова не покрыта (для женщин обязательно покрывало), на ноги надевают сандалии. Вступление в состояние ихрама знаменуется произнесением особого обращения к Аллаху (тальбийа): «Ляббейка Лляхумма ляббейка, Ляббейка ля шарика ляка ляббейка, инна ль-хамда уа н-нимата ляка уа ль-мулька ля шарика ляка». («Вот я перед Тобой, Боже! Вот я перед Тобой! Нет у Тебя сотоварища! Вот я перед Тобой! Воистину, хвала Тебе, милость и могущество! Нет у Тебя сотоварища!») Произнесение этой формулы обязательно при вступлении в Мекку и при посещении всех главных святынь паломничества. В это время запрещено торговать, исполнять супружеские обязанности, проливать кровь, бриться, стричься, мыться мылом, умащиваться благовониями. Выход из состояния ихрама осуществляется посредством обрезания волос. Перед хаджем обычно совершается умра – малое паломничество, которое можно совершить и в любое другое время, предпочтительней всего в месяц рамадан, раджаб и особенно зуль-хиджа, когда «умра совершается совместно с хаджем. Во время малого паломничества паломник входит на территорию аль-Масжид аль-Харам, обходит Каабу (таваф – араб. «обход, хождение вокруг»), молится, пьет воду из Замзама и семь раз пробегает между холмами Сафа и Марва (сай). Если за умрой не следует хадж, то паломник выходит из состояния ихрама. 7-го числа зу-ль-хидкяа происходит торжественная проповедь (хутба) в мечети Каабы, и в тот же вечер или на следующее утро паломники покидают Мекку. Следующего, 8-го числа процессия паломников шествует через долины Мина и Муздалиф к долине Арафат, где они проводят ночь в молитвах и благочестивых размышлениях. В полдень следующего, 9-го дня зуль-хиджжа приступают к центральному и наиболее торжественному обряду хаджа – стоянию на горе Арафат (вукуфу), которое символизирует предстояние перед ликом Аллаха. Вукуф продолжается до захода солнца. Главный имам мекканской мечети въезжает на белом коне на холм и с его вершину читает хутбу и возносит мольбы к Всевышнему. Как только солнце исчезает за горами, наступает ифада: все спешат под звуки музыки и выстрелов в долину Муздалиф. Здесь, у ярко освещенной мечети читаются вечерняя и ночная молитвы и паломники, устраиваясь на ночлег, собирают камешки, чтобы побить ими три каменные колонны, олицетворяющие языческих идолов, стоявших до Пророка в долине Мина. Утром 10-го числа после молитвы и проповеди, паломники направляются в долину Мина, где каждый бросает в столбы, символизирующие Иблиса, семь камешков, подобранных накануне в Мудзалифе. За этим следует жертвоприношение животных – овец, коз или верблюдов, которых покупают тут же у торговцев. Мясо жертвы должно раздаваться бедным, а излишки остаются на месте. В последнее время жертвы заменяются уплатой определенной суммы денег на богоугодные дела. Этот день считается важнейшим мусульманским праздником «Ид аль-Адха» и отмечается во всем мусульманском мире. Затем, обрив голову или срезав прядь волос, паломники направляются в Мекку для совершения последнего тавафа. После этого хадж считается законченным.
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: