Карма - это...
КАРМА (санскр. "действие, дело, жребий") — одно из центральных понятий индийской философии, объясняющее доктрину перерождения и сансары. Исторически восходит к добрахманистско-ведийскому периоду. Входит практически во все философские системы индуизма (за исключением адживики и локаяты).
Понятие "К." употребляется для объяснения явлений космической и нравственной причинности. К. есть действие, причинно-следственная связь феноменов и ноуменов бытия, т. е. проявленных и непроявленных событий; К. — это Закон этической Причинности. По сути, К. выражает общую сумму поступков, совершенных любым живым существом за все воплощенные жизни, и их последствий, которые определяют характер нынешнего существования и будущего рождения.
В теолого-космическом аспекте К. объясняет "Неведомые" силы бытия и трансцендентальные причины жизни. "К. есть Абсолютный и Вечный Закон в Проявленном Мире", "К. едина с Непознаваемым", Абсолютом, одним из аспектов которого она является в его следствиях в феноменальном мире (Е. Блаватская).
В нравственно-психологическом аспекте К. ведет и контролирует постепенный процесс совершенствования, который должен завершиться освобождением. Добрые дела, мысли, чувства возвышают человеческий дух и способствуют продвижению по пути слияния с Абсолютом (Брахманом — в индуизме, Буддой — в буддизме). Аморальные поступки, эгоистические и недобрые мысли, животные страсти усугубляют будущую жизнь и являются препятствиями освобождения.
Закон К. в жизни выражается восточной мудростью: "Человек становится добрым от доброго деяния, дурным — от дурного" (ср. с "Что посеешь, то и пожнешь"). В европейской философии К. ассоциируется с понятиями Судьба, Рок, Доля, Фатум. Мойра и Немезида греческой философии приближаются к понятию К. Однако образ Немезиды слишком антропоморфен для объяснения К. В арабской философии аналогом К. является понятие "кисмет", в китайской — Дао, в христианстве — К. синоним греха и закона Воздаяния. Согласно учению школы буддизма тхеравада, К. формируется как результат любых моральных ("кусала") и аморальных ("акусала") волевых намерений. Если же действие совершено не преднамеренно, то оно не создает К. Следует отметить, что К. считается чрезвычайно сложным законом, характер проявления которого, согласно буддизму, полностью осознал только сам Будда Гаутама.
В конструировании К. главная роль принадлежит мысли, ибо слова и действия являются вторичными по отношению к сознанию. Поэтому в абхидхармической литературе тхеравадинов главное внимание уделяется классификации сознания. Сознание подразделяется на два вида: моральное и аморальное, которые, в свою очередь, делятся на 12 типов аморального сознания и 17 типов морального сознания. Эти 29 типов сознания называются К., т. к. их эффект проявляется автоматически, независимо от внешних обстоятельств. 17 типов морального сознания складываются из 8 типов сознания, присущего чувственному миру, 5 типов сознания, характерного для мира форм, 4 типов сознания, характерного для мира без форм. 8 типов неземного сознания не рассматриваются в качестве К., ибо они направлены на искоренение ее. В этих типах сознания доминирует фактор мудрости, в то время как для мирского сознания характерно волевое желание. Однако все типы сознания обусловлены К.: первые 12 типов аморального сознания активно производят негативную К.; 17 последних типов улучшают позитивную сторону К., которая содействует достижению просветления.
Причиной появления К. является невежество или незнание сущности вещей и явлений. Любые желания, порожденные "я", производят К., воздаяние которой проявляется как в этой жизни, так и в отдаленном будущем. Подтверждением такого проявления плодов К. служат рассказы о перерождениях Будды Гаутамы и его учеников. Например, хотя Будда полностью уничтожил свою К., он умер в результате отравления пищей. Согласно традиции буддизма, Будда знал все это, в том числе и то, что умрет, съев недоброкачественную пищу, однако он не противился своей судьбе, или К., последнее действие которой должно было проявиться в его отравлении. Его ученик, Маудгальяна, достигший просветления, был избит до полусмерти разбойниками, что также объясняется кармическим воздаянием за его прошлые, пусть весьма отдаленные во времени, мысли и дела, порожденные его ложным "я".
Все учения буддизма, в том числе тхеравада, акцентируют внимание на 10 видах греховных действий и 10 видах деяний, ведущих к хорошим последствиям. К 10 темным деяниям, или к темной дхарме, тхеравада относит три физических поступка: убийство, воровство, прелюбодеяние; четыре вербальных действия: ложь, клевета, оскорбление словом, легкомысленная речь; три намерения, вызванные жадностью, недоброжелательством, невежеством. Кармические последствия убийства: краткость жизни, болезни, постоянное горе по поводу утраты или потери достигнутого, постоянный страх. Последствия воровства: нищета, несчастья, разочарования, постоянная зависимость от житейских обстоятельств. Последствия прелюбодеяния: множество врагов, союз с нежелательными женщинами и мужчинами, возрождение в качестве женщины или евнуха. Ложь ведет к тому, что человек будет постоянно сквернословить, будет лишен доверия и т. п. Клевета ведет к утрате друзей. Оскорбление словом порождает неприятный голос, вызывающий отвращение у других. Недоброжелательность порождает уродства, многочисленные болезни, отвратительный характер; жадность карается тем, что в следующей жизни не исполнится ни одно из желаний.
10 светлыми деяниями, приносящими заслуги, являются: великодушие, нравственные поступки, медитация, почтительность, услужливость, приписывание своей заслуги другому, умение радоваться успеху других, слушание дхармы, распространение ее, следование правильному учению. Кармическое следствие великодушия — здоровье; нравственных поступков — рождение в благородной семье; медитация открывает путь в мир форм и мир без форм, помогает постигнуть высшую истину и достичь освобождения; почтительность принесет радость родителям; услуга обернется большой свитой; приписывание своей заслуги другому — гарантия изобилия в будущей жизни; умение радоваться успеху других приведет к собственной славе; слушание и распространение дхармы порождает мудрость; следование правильному учению обеспечит постоянное счастье.
Как процесс формирования и проявления К. нельзя представить без идеи непрерывной цепи перерождений живых существ, так и идея перерождения оказывается несостоятельной без кармической концепции. Согласно учению тхеравады, действие закона зависимого происхождения распространяется на все уровни, куда существа попадают в зависимости от своей К. Ортодоксальность ранней тхеравады проявилась в чисто формальном истолковании всех канонизированных положений учений, комментариев к ним, дисциплинарных правил, т. е. в слепом отношении к букве палийского канона. Религиозная концепция этого направления базировалась на представлениях о жизни Будды как о непрерывной цепи перерождений, на идее последовательного улучшения К. человеком, который следует предписаниям палийского канона и ведет образ жизни, соответствующий срединному, или восьмеричному, пути. В процессе своего развития эти представления перешли в идею накопления заслуг, на основе которой формировались взаимоотношения между сангхой и мирянами. Таким образом, согласно учению буддизма, воля человека определяет будущие события, но ограничена К. в их выборе. Эта К. есть как бы общий формуляр всех предыдущих инкарнаций души человека. Он родился первый раз в благоприятных для приобретения мудрости условиях, или с чистой К.; грешил; во вторую инкарнацию ему, кроме задачи приобретения мудрости, еще предстоит очистить К., что не обойдется без борьбы и страданий. Конечно, при этом втором рождении наличная К. ставит его в менее благоприятные условия жизни. Дальнейшие инкарнации следуют закону альтернатив отягощений и исправлений К., пока она окончательно не очистится. Очень отягченная К., которую бы нельзя было исправить одними сознательными усилиями воли, отчасти исправляется самим элементом страдания в соответствующей ей инкарнации: страдания, на которые человек обречен К., могут быть настолько сильны, что отчасти искупают К., даже в случае полной пассивности и сознательной злонамеренности субъекта в течение инкарнации. Вот какие комбинации, согласно буддизму, здесь возможны: 1) Воля заодно с Совестью против К., результат — очищение К.; 2) Воля заодно с К. против Совести, результат — видимые удачи в жизни при наличности отягощения К.; 3) Борьба Воли с К. без обращения к Совести, результат не может быть формулирован в общем виде, он зависит от отношения сил Воли и К.; 4) Воля против соединенных К. и Совести, результат — неудачи в жизни и отягощение К.
А. А. Зенов
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: