Каббала - это...
КАББАЛА (древнеевр Qabbalah - принятие, предание) - сокровенная (тайная) мудрость еврейских раввинов средневековья, унаследованная из более древних эзотерических доктрин, касающихся Божественного и космогонии, которые были сведены к теологии после периода пленения евреев в Вавилоне Мистическое учение и практика К в еврействе сочетается с восточной мифологией, идеями гностицизма, неоплатонизма и неопифагоризма Мнения о древности К расходятся более чем на 3000 лет - со времен Авраама, от которого началась устная традиция передачи тайных знаний и толкования Святого Писания, до 13 в, когда главное сочинение К - "Сияние", приписываемое Симону бен Йохайю (2-3 вв нэ), было выпущено в свет испанским раввином Моисеем де Леоном К связана с тайной доктриной халдеев и заключает в себе многое из персидской мудрости (магии) Для К характерно символическое истолкование текстов классического иудаизма (Авраам и Сарра, например, как форма и субстанция) Философия К строго охранялась от профанов, и доверялась только избранным, готовым сердцем и внутренней чистотой воспринять священные знания В Мишне (основной части Талмуда) есть следующий текст: "История творения не должна быть объяснена двум человекам вместе, история о небесной колеснице (Меркаба) - даже ни одному, но мудрому и умнейшему самому понимать" В Гемаре, комментариях к Мишне, приводится рассказ об опасностях при неосторожном отношении к теософическому учению: из четырех человек, вошедших в "огород" (рай, тайное учение), один сошел с ума, второй умер, третий стал портить молодые растения (совращать молодые умы лжеучением), и только четвертый вошел и вышел с миром К разделяется на умозрительную (К "июнит"), прикладную (К "маасит") Умозрительная описывает космогонию, ангелологию, говорит о "внутреннем" человеке Главные письменные памятники: "Книга Сияния" и "Книга Творения" (6-7 вв) Онтологической основой К является идея сокровенного, неизреченного, Беспредельного Божества, которое, будучи выше всякого определения, может быть названо "Эн-Соф", те Ничто, Бесконечное (ср теории Брахмана у Шанкары, Дао у Лао-Цзы и др) Самопознание и проявление Абсолютного начинается из его самоограничения, "стягивания", когда внутри Эн-Со-фа появляется точка, дающая начало "лучеиспусканию" или эманации Это умопостигаемый свет, первоначальные лучи которого суть основные формы бытия: 32 "пути премудрости", те 10 цифр или Сефирот (Сфер) и 22 буквы еврейского алфавита (3 основных, 7 двойных, 12 простых) Посредством цифр и букв записываются все священные знания, и Божество открывает свою бесконечность 32 путями 10 Сефирот суть: 1) Венец (Кетэр), 2) Мудрость (Хокма); 3) Ум (Бина), 4) Милость или Великодушие (Хесед или Гедула); 5) Крепость или Суд (Гебура или Дин); 6) Красота (Тифэ-рет); 7) Торжество (Нэцах), 8) Слава (Ход); 9) Основание (Иесод), 10) Царство (Малхут) Сложные абстрактно-умозрительные и космогонические связи между Сефиротами составляют теорию генезиса бытия (Ср неоплатоническую идею эманации Верховного светоча и гностическое учение об зонах - см: НЕОПЛАТОНИЗМ и ГНОЗИС) В области божественных эманации каббалисты выделяют женскую сторону Божества (Шекина - Скиния) (ср китайскую Гуань-Инь, индуистскую Кали, славянскую Ладу) Сефироты образуют форму совершенного существа - первоначального Человека (Адам-Кадмон) Во Вселенной выделяются три мира; мир "творения" (бриа бара), те область творческих идей и живущих ими чистых духов; мир "создания" (иецира) - область душ и живых существ; мир "делания" (асиа) - сфера материальных явлений Все миры находятся в единстве: Высшие являются каналами благодати для низших, способствуя их эволюции к Миру Сияний (Ацилут), миру Божества Человек принадлежит одновременно ко всем мирам: телесные и чувственные явления относятся к страдательной душе (нэфеш), деятельное начало души (руах) отражает волевые и силовые качества жизни; высшим своим духом (нешэма) человек обитает в мире умопостигаемых существ, и, наконец, есть еще более высокое начало - абсолютное единство (ие-хида), возводящее человека на ступень сияний (ацилут) вечного Света Ангелология К состоит из сложных формальных классификаций духовных сущностей - например, солнечного ангела - Метатрона (перс Митра, христ Михаил) Нечистые духи или бесы представляют "шелуху" бытия, "скорлупы" (клиппот) без "ядер" духа, те человеческие души, не имеющие своей собственной сущности Цель человеческой жизни - очищение и совершенствование Главное средство - перевоплощение (ср метемпсихоз греков, индусов) Прикладная К существует как вспомогательное средство для возвышения души Состоит из двух разделов: 1) символическая К (гематрия, нотарикон, темура), заключающаяся в толковании Библии посредством числового знания букв, перестановки их и тд; 2) магия, те пути практического достижения высших состояний души (магия получила свою мистическую реализацию в хассидизме, основатель Бешт, 18 в) Во многих оккультных организациях магия воспринимается искаженно, что привело к вульгаризации учения об Эн-Со-фе, развитию спиритизма, увлечению низшими психическими явлениями Среди теоретиков К выделяются: рэбе (р) Акиба, его ученик р Симой бен-Иохан (II в), р Исаак (слепой) 13 в, р Моисей Кордуанский (16 в), писатель р Исаак Лурия, по прозванию "Лев" (Ари) (16 в) Изучали К и использовали в своих учениях ее идеи Корнелий Агриппа, Беме, Николай Кузанский, папа Сикст IV, Р Луллий, И Ньютон, Лейбниц, Ф Бэкон, Спиноза, Гегель, В Соловьев, Бердяев, Юнг, Бубер и др
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: