Иисус Христос - это...
I ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ
А:
1) имя ИИСУС (греч ф-ма (Иэсус) евр имени Йешуа, в свою очередь являющегося более поздней формой от Йехошуа или Йошуа) означает "Господь - спасение" В Библии это имя носят многие лица (см Иешуа см Иисус) По воле Бога оно было дано и Его единств Сыну (Мф 1:21; Лк 1:31; 2:21) С тех пор это имя, к-рое "выше всякого имени" (Флп 2:9), стало единств, "которым надлежит нам спастись" (Деян 4:12) см Имена Иисуса Христа;
2)ХРИСТОС - это титул, указывающий на характер миссии Иисуса Греч слово христос представляет собой перевод арам мешиха и евр машиах и означает "помазанник" (Мессия) Поставление царей на трон и священников на служение совершалось в Израиле через торжественное помазание елеем (Исх 29:7; 1Цар 10:1 и др) "Помазанниками" изнач называли царей (ср 1Цар 24:7) Исходя из этого, пророки предсказывали пришествие царя из рода Давида, "Помазанника", Который, являясь одноврем священником и царем, исполнит все то, что Израиль ожидает от истинного Царя мира О таком ожидании свидетвуют мессианские пророчества (см Пс 109; 131; Ис 9:5,6; 11:1,2; Иер 23:5,6; Мих 5:2; Зах 9:9-11)
Б Двойное имя Иисуса Христа есть кратчайший СИМВОЛ ВЕРЫ христианства: Иисус из Назарета - это обетованный Христос (Мессия) Иисус жил и творил с сознанием того, что Он - Тот Самый Мессия, о Котором предсказывалось в ВЗ Тем не менее Он старался скрыть Свое мессианское достоинство (Мф 16:20; 17:9; Лк 4:41), тк не хотел, чтобы люди использовали Его в своих (напр, полит) интересах (Ин 6:15) Он называл Себя "Сыном Человеческим", давая тем самым Своим современникам возможность видеть в Нем Мессию, но не говоря об этом прямо (Мф 8:20; 9:6; 26:64; Лк 9:56; Ин 1:51; 3:14 и др) Титул "Сын Человеческий" означал, что Иисус - человек, дитя рода человеческого Но он также должен был вызывать в памяти предсказания о пришествии Сына Человеческого "с облаками небесными" (Дан 7:13) Иногда Иисус открывался нек-рым верующим как Христос (напр, самарянке - Ин 4:25,26, и слепорожденному - Ин 9:35-37) Иисус хотел, чтобы ученики признали в Нем Мессию исходя не из Его слов, а из Его дел; люди сами должны увидеть в Нем Того, Кого они ожидают, и засвидет-вовать Его мессианское достоинство (ср Мф 11:2-6) На вопрос Иисуса, кем он Его считает, Петр ответил: "Ты - Христос, Сын Бога живого" Иисус назвал это свидет-во откровением Бога, Своего Отца (Мф 16:16,17) Свой вход в ИерусалимИисус намеренно устроил так, как было предсказано в Зах 9:9 Он вошел в священный город как Мессия(Мф 21:1-11) На вопрос первосвященника, Он ли - Христос, Иисус ответил: "Ты сказал" (Мф 26:63,64) Подобным же образом Он ответил на вопрос Пилата о том, является ли Он Царем, и объяснил рим наместнику, что пришел в мир для того, чтобы свидет-вовать об истине (Ин 18:37) В сыновнем смирении Иисус явил Себя Христом, Посланником Божьим, и Бог, воскресив Его, засвидет-вовал Его таковым перед миром Церковь Христова возникла именно потому, что Бог вложил в души людей веру в Иисуса как Мессию, и ее назначение заключается в проповеди Иисуса Господом и Христом (Деян 2:36; Рим 10:9; 1Ин 4:15)
II ЛИЧНОСТЬ И МИССИЯ
А БЫТИЕ ДО ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ (ПРЕДСУЩЕСТВОВАНИЕ)
В отличие от свящ книг других религий (напр, индуизма), в Библии не рассматривается вопрос о бытие человека до его земного рождения; тем не менее о предсуществовании Иисуса здесь говорится Вполне понятно возмущение евреев, вызванное словами Иисуса: "Прежде нежели был Авраам, Я есмь" (Ин 8:58) В начале Он был "у Бога", Он есть творящее Слово, через Которое всё "начало быть" (Ин 1:1-3) Поэтому Иисус говорит о славе, к-рую Он имел у Отца "прежде бытия мира", и о том, что Отец возлюбил Его "прежде основания мира" (Ин 17:5,24) Ап Павлу представляется совершенно очевидным, что ИисусХристос в Своем бытие до земной жизни был "образом Божиим" (Флп 2:6) Но Иисус не рассматривает Свое богоподобие как неотъемлемую привилегию, Он отказывается от Своего божеств первенства перед Отцом ради возлож на Него великой миссии
Б САМООТРЕЧЕНИЕ И ВОЧЕЛОВЕЧЕНИЕ
1) о самоотречении и самоуничижении Иисуса сказал ап Павел(Флп 2:6-8) Ради спасения людей ИисусХристос отказался на время Своей земной жизни от Своей божеств сущности (Его самоотречение) и полностью воспринял человеч природу (Его самоуничижение; см Образ раба) Символы веры древней Церкви и реформированных церквей говорили о совершенной божеств природе Иисуса и одноврем о Его совершенной человеч природе, при этом они основывались на слове Свящ Писания С вочеловечением (воплощением) Иисуса начался Его смиренный путь к смерти (самоуничижение);
2) вочеловечение Сына Божьего окутано божеств тайной, не поддающейся человеч осмыслению Сверхъестественность Его рождения (Мф 1:18-20; Лк 1:30-35) заключается в том, что Он "рожден Девой Марией от Духа Святого" Здесь существуют одноврем две, казалось бы, взаимоисключающие противоположности: Сын Божий и Сын Человеческий - в одной Личности ИисусХристос родился в Вифлееме (Лк 2:1 и след), "когда пришла полнота времени" (Гал 4:4); согл хронологич расчетам, это произошло между 8 и 4 гг до нэ Простые люди (пастухи) первыми услышали из уст ангела весть о рождении Спасителя мира Божье небесное воинство сопровождало вочеловечение Христа хвалой: "Слава в вышних Богу" Появление на небе звезды Иисуса подвигло волхвов с Востока прийти поклониться Новорожденному (Мф 2:1-12) (см Родословие)
В МИССИЯ
Слово "совершилось", произнесенное Иисусом на кресте (Ин 19:30), свидетвует о том, что великая миссия, возлож на Христа Его Отцом, была выполнена В этой миссии - посредничестве между родом человеч и Богом - Иисус видит смысл Своей жизни (Ин 4:34; 5:36; 17:4) Эту цель поставил перед Ним Отец: устранить отчужденность, возникшую в результате отпадения человека от своего Творца (см Грех) Как Сын Человеческий, Иисус был "вторым человеком" и "последним Адамом" (1Кор 15:45,47), показавшим пример истинного отношения человека к Богу Он есть Первый, Первородный, "образ ипостаси Божией" (Евр 1:6,3), в Котором заново воплотился Божий замысел о сотворении человека (Быт 1:27)ИисусХристос не запятнан грехом (Ин 8:46; 2Кор 5:21; 1Пет 2:22; Евр 7:26,27; 9:14); Его отличают совершенное послушание и абсолютная преданность Своему Отцу (Мф 26:39,42; Флп 2:8; Евр 5:8) Он пришел примирить в Себе Бога и человека (2Кор 5:17 и след), чтобы люди могли через Него вновь прийти к Отцу (Ин 14:6; Евр 7:25; 10:20); Он является "первородным между многими братьями", "истинной виноградной лозой" примиренного народа Божьего (Рим 8:29; Ин 15:1 и след) Совершая дело примирения, Христос разрушил дела дьявола (1Ин 3:8) и лишил смерть ее власти (2Тим 1:10)
Г ОБЩЕСТВЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ
1) ввиду явной избирательности евангельских повествований трудно составить четкую историч картину обществ служения Иисуса, посредством к-рого Он исполнял Свою миссию на земле (см Евангелие от Матфея, I,1) Евангелия - это не биографич очерки, а прежде всего свидет-ва о проповеди и деяниях Иисуса, цель к-рых - призывать людей к вере И все же, сопоставляя данные синоптич Евангелий и см Евангелия от Иоанна, обществ служение Иисуса можно разделить на три периода:
а) начало служения, те время между крещением Иисуса и заключением Иоанна Крестителя в темницу Об этом периоде рассказано только в Ин 1:35 - 4:42Иисус открывает Своим первым ученикам, Кто Он, и возвращается в Галилею (Ин 1:43) Он совершает Свое первое чудо на свадьбе в Кане (Ин 2:1-11) и на несколько дней задерживается в Капернауме В апреле Иисус отправляется в Иерусалим на празднование Пасхи Он очищает храм от торгующих и ночью беседует с Никодимом (Ин 2:13 - 3:21) За этим, видимо, следует Его относит недолгое пребывание в Иудее (Ин 3:22 - 4:3), о чем можно судить по тому факту, что за четыре месяца до жатвы (Ин 4:35), те в декабре, возвращаясь через Самарию в Галилею, в городе Сихарь Он ведет разговор с самарянкой (ст 4-42);
б) второй период отмечен служением Иисуса в Галилее, описанным в основном в синоптич Евангелиях (Мф 4:12 - 18:35; Мк 1:14 - 9:50; Лк 4:14 - 9:50)Время почти всеобщего восхищения великим Проповедником и Чудотворцем закончилось к тому моменту, когда Иисус второй раз на протяжении Своего обществ служения пришел в Иерусалим на празднование Пасхи Ситуация изменилась: книжники и фарисеи все резче выступали против Него, а восхищение народа уже казалось мимолетной вспышкой Именно поэтому Иисус обратился с укором к жителям тех городов, в к-рых Он совершил большую часть Своих деяний (Мф 11:20-24) Он провел полгода в Галилее и близлежащих областях Из всех событий этого периода в Евангелии от Иоанна повествуется лишь о чуде насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбками (Ин 6) Согл Иоанну, Иисус в это время один раз побывал в Иерусалиме (Ин 5);
в) третий период служения Христа начался с Его пути в Иерусалим на последнюю Пасху Как свидет-вуют синоптич Евангелия, Иисус шел в Иерусалим через вост область Прииорданья (Мф 19:1; Мк 10:1)Иоанн свидет-вует о том, что вначале Он пришел в Иерусалим на праздник Кущей(Ин 7:2 и след), в декабре присутствовал здесь на празднике Обновления (Ин 10:22), не покидая при этом пределов города Зиму Он провел в уединении за Иорданом (Ин 10:40) или в Ефраиме (Ин 11:54), чтобы затем в последний раз отправиться в Иерусалим(Ин 12:12) Исходя из сказанного, можно предположить, что земное служение Иисуса продолжалось более двух лет Сказать определеннее о продолжительности Его земной деят-сти невозможно, тк точное время крещения Иисуса неизвестно - Евангелия не ставили целью передать точную хронологию событий;
2) ПРИЗВАНИЕ СОТРУДНИКОВ После того как Иисус собрал вокруг Себя первых учеников (Мк 1:16-19; 2:13,14), Он из множества Своих последователей избрал двенадцать учеников (Мк 3:13 и след; Лк 6:12 и след) Их задачей было следовать за Иисусом, проповедовать, Его именем исцелять болезни, изгонять злых духов (Мк 3:14,15; Мф 10:1) и быть Его свидетелями (Лк 24:48; Ин 15:27; 19:35; 21:24) Эти двенадцать составили основу Его первой общины (см Апостол);
3)БЛАГОВЕСТВОВАНИЕ Главная идея проповеди Иисуса заключена в Его словах: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф 4:17) На вопрос фарисеев о том, когда придет это Царство, Иисус ответил: "Царствие Божие внутрь вас есть" (Лк 17:20, 21) Тем самым Он указал на Себя как на Того, Кто установил Царство Божие на земле Именно в проповеди Царства Божиего заключалась суть благовествования Иисуса и Его учеников (см Евангелие, благовествование см Нагорная проповедь см Заповеди блаженства см Царство Божие) Наиб распростр на Востоке формой поучения была см ПритчаИисусХристос часто говорил притчами (см Мф 13; Лк 15) В них Он открывал тайны Царства Божьего Но лишь Его ученикам было дано понять тайну Царства Небесного, другие же не могли проникнуть в нее (Мф 13:10-16) Речи Иисуса оказывали мощное воздействие на людей Его слова порой ввергали народ в ужас, тк Он "учил как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи" (Мф 7:28,29) (см Учитель, IV);
4) МОГУЩЕСТВЕННЫЕ ДЕЯНИЯ Иисус не только проповедовал, но и действовал, облеченный духовной силой: "Слово Его было со властию" (Лк 4:32) Многих людей Он освободил от грехов; и среди них были расслабленный(Мф 9:2), великая грешница (Лк 7:48), прелюбодейка (Ин 8:11) "Власть разрешать и связывать" Иисус передал Своим ученикам (Мф 16:19; 18:18; Ин 20:23) Обладая властью прощать грехи, Иисус исцелял больных, изгонял злых духов и сатану (см Чудо, III,2) Эти "знамения" свидет-вуют о том, что во Христе действит наступило Царство Божье и что Иисус есть обетованный Мессия(Мф 11:2-6) Но это служение Иисуса следует отличать от дела, к-рое является венцом Его земной жизни;
5) КРЕСТНЫЙ ПУТЬ Страдания Христа можно рассматривать в двух аспектах:
а) страстной путь Иисуса начинается с Его вочеловечения: "Пришел к своим, и свои Его не приняли" (Ин 1:11) Ему "не было места в гостинице" (Лк 2:7); Ирод пытался убить младенца (Мф 2:13); родители "не поняли сказанных Им слов" (Лк 2:50); жители Назарета "выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его" (Лк 4:29); Его близкие говорили: "Он вышел из себя" (Мк 3:21); "и братья Его не веровали в Него" (Ин 7:5); иудеи "взяли каменья, чтобы бросить на Него" (Ин 8:59); Петр "отозвав Его начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!" (Мф 16:22) К Иисусу льнет легко поддающийся влиянию народ: "Весь мир идет за Ним" (Ин 12:19), но Он - страдалец среди людей, Ему неоднократно приходится скрываться от них (Ин 6:2-3,15) Люди мыслят по-иному и не признают страждущего, не понятого ими Иисуса А Он уединяется и вершит молитву Гефсимания и Голгофа - два кульминационных момента на этом пути непонимания и непризнания, на пути немыслимых душевных и телесных мук;
б) но понимание страданий Христовых как душевные и телесные муки не раскрывает полностью их истинный смысл Это не просто смиренно переносимые страдания, но глубоко осознанные действия Уже в двенадцать лет Иисус осознает Свою избранность и говорит о ней Уже тогда Ему открывается, что Его жизнь подчинена высшему, божественному "должно" (Лк 2:49)Крещение Иисуса (Мф 3:13-17 и пар) - суть составляющая истории Его страданий Не нуждавшийся в покаянии и исповедании грехов, Он добровольно встает в ряды грешников: "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" (Ин 1:29) Подвергшись искушению (Мф 4:1-11 и пар), Иисус сознательно выбирает крестный путь и категорически отвергает предложенное дьяволом царство - без Бога и без креста Включив в число двенадцати Своих ближайших сотрудников Иуду Искариота (Лк 6:16), Иисус еще раз подтвердил Свою готовность взойти на крест Дело спасения было завершено Иисусом принесением Себя в жертву на Голгофе В молитв борении в Гефсимании (Мф 26:36-46 и пар)Иисус духом побеждает Свою предстоящую смерть В этот момент преисподняя явила свою властьХристос находился в борении: "и был пот Его, как капли крови, падающие на землю" (Лк 22:44) Его молитва еще более возгорелась В то время как веки учеников сомкнул тяжелый сон, Иисус боролся против одного из последних искушений: избавления от крестной смерти И Иисус выстоял: "Не Моя воля, но Твоя да будет!" Его молитв борение завершилось полной победой Теперь, окрыленный этой победой, Он мог испить смертельную чашу На допросах перед синедрионом и перед Пилатом именно Иисусу принадлежит главная роль: "Никто не отнимает ее (жизнь) у Меня, но Я Сам отдаю ее" (Ин 10:18) Распятый, Он восторжествовал на кресте "Совершилось!" - этим словом была подведена черта под Его делом на земле (Ин 19:30) Жертв смерть Иисуса имела и другую сторону "Из зависти" предали Его первосвященники и фарисеи(Мф 27:18) Свидет-во Иисуса о Себе, произнесенное Им перед первосвященником (Мф 26:63 и след), дало Его врагам повод обвинить Его в смертном грехе: Он богохульствует! Рим прокуратор Пилат, к-рый должен был утвердить смертный приговор, не находя вины обвиняемого (Ин 18:38), был вынужден отказаться от намерения отпустить Его По Божьей воле крест, это изощреннейшее орудие казни, стал символом Божьего примирения с грешным миром
Д ПЛОДЫ ЕГО ДЕЛА
"Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода" (Ин 12:24) Первым "плодом" является Сам воскресший Господь, а за Ним последует Его Церковь:
1) ВОЗНЕСЕННЫЙ ГОСПОДЬ Самоуничижение Иисуса, завершившееся Его крестной смертью, было вознаграждено Богом, возвысившим Христа и сделавшим Его Господом над всеми господствующими (Флп 2:9 и след; ср Откр 17:14)ПомазанникБожий не мог оставаться в смерти: Бог воскресил Его (см Воскресение, воскрешать) Возвышение Христа нашло свое завершение в Его см Вознесение(Мк 16:19; Лк 24:51; Деян 1:9,10), имеющем тройное значение:
а) пребывание "одесную Бога" (см также Пс 109:1) свидетвует о безграничной власти и божеств силе Иисуса Христа: "Дана Мне всякая власть на небе и на земле" (Мф 28:18) Христу надлежит царствовать до тех пор, пока Он не повергнет всех Своих врагов (1Кор 15:25) Облеченный величием, Он является Владыкой всех земных и небесных сил, а также Главой Церкви (Еф 1:21-23; Кол 2:10) Хоры ангелов поют Ему новую песнь, "песнь Агнца", в к-рой прославляется дело спасения, совершенное на Голгофе (Откр 5:9,12; 14:3; 15:3);
б)вознесение Христа облекло Его полнотой первосвященнич полномочий Как вечный Перво-священник Он вступил в Небесное Святилище, чтобы "представлять нас" пред лицом Бога, те приобщить Свою Церковь к совер-шенному Им делу, ходатайствуя за нее пред Богом (Рим 8:34; 1Ин 2:1; Евр 7:25-27; 9:24);
в) вознесенный Господь имеет возможность одноврем присутствовать на земле повсюду: "Я с вами во все дни до скончания века" (Мф 28:20) Он руководит верующими посредством Святого Духа (см Дух, Святой Дух) (Мк 16:20; Евр 2:4);
2) ЦЕРКОВЬ, "которая есть тело Его" (Еф 1:22,23) Плодами совершенного Христом дела являются и те, кто через воскресение Иисуса Христа возродился к живому упованию (1Пет 1:3)Христос, "глава", не может существовать без Своего "тела" Согл Божьей воле, совр эпоха является временем возведения и устройства Его Церкви Первым, кому была открыта тайна этой Церкви, образованной из иудеев и язычников, стал ап Павел(Еф 3:1-13)Время созидания Церкви завершится Вторым пришествием Христа О Своем пришествии и его "знамении" Господь говорил перед смертью (Мф 24:25 и пар) Для Церкви Его Второе пришествие (см Второе пришествие Иисуса) означает славное воссоединение преображенного воскресением Тела с Главой (1Фес 4:13-18) см Тысячелетнее царство Христа;
3) ЗАВЕРШЕНИЕ ДЕЛА ХРИСТА Дело Иисуса Христа будет полностью завершено Божий промысел заключается в том, чтобы "все небесное и земное соединить под главою Христом" (Еф 1:10), чтобы Иисус стал Главой всей вселенной Но поскольку все еще существуют Его противники (силы тьмы и грешники, пребывающие в царстве мертвых), Ему предстоит вынести окончат приговор на последнем Суде над миром и устранить всех врагов (см Суд) Только после этого Христос передаст Царство в руки Отца (1Кор 15:24): "Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем"
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: