Иисус Христос - это...

ИИСУС ХРИСТОС (греч Iesous - калька ивритск Jesua, Jehosua - помощь Яхве, спасение; греч Christos - помазанник, эквивалент ивритск Mashiah - мессия, спаситель) - в традиции христианства - богочеловек, обладающий всей содержательной полнотой как бытия Абсолюта, так и человеческой экзистенции (библейские "сын Божий" и "сын человеческий"); второе лицо в структуре Троицы, Бог-Сын, воплощающий в себе Логос слова Божьего; посредник между Богом и людьми, устами которого Господь возвещает истину откровения (ср с непосредственным явлением Бога Моисею в Ветхом Завете); искупитель, чья крестная жертва спасает человечество от проклятия первородного греха (см слав Спас и греч Soter - спаситель; отсюда сотериология как теория спасения) (1) - В образе ИХ характерный для теизма вектор личностной артикуляции персонифицированного Бога находит свое максимальное проявление: Абсолют обретает не просто персонифицированный облик, но подлинно экзистенциальные человеческие черты, оказываясь открытым не только для диалогического откровения, но и для страдания, а значит, - сострадания и милосердия, инспирируя фундаментальный переход европейской культуры от "религии страха" (по терминологии Фромма) к "религии любви" За редкими - на грани ересей - исключениями ИХ является центральным семантическим узлом вероучения практически для всех христианских конфессий (феномен христоцентризма), задавая остро артикулированную интенцию понимания откровения как личного и личностного контакта, что порождает в христианстве богатейшую традицию мистики Идея искупительной жертвы ИХ обусловливает в христианстве интерпретацию сотериологии как центрированной фигурой ИХ в качестве Спасителя (ср с идеей Машиаха, которая, будучи эксплицитно выраженной, тем не менее, не фундирует собою иудаизм: "если ты садишь дерево и услышал о приходе Машиаха, закончи работу свою, а потом иди встречать Машиаха") Христианский Символ веры, основанный на идее вочеловечива-ния Бога, задает в европейской культуре человекосоразмерную парадигму божественного служения, понятого не в качестве дискретного героико-экстатического подвига, обращенного к Абсолюту, но в качестве неизменного достоинства и перманентно повседневного милосердия в отношении к ближнему (не экстремум, но норма: с любовью, но не со страстью), делая акцент не на человечестве, но на человеке (" Жаждал, и вы напоили меня Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев моих меньших, то сделали мне" - Мф, 25, 35-40) В образе ИХ, акцентирующем не громовую мощь, но тихий глас Божий, в качестве основы и истока не только вселенского могущества, но и подлинной свободы выступает не внешняя (физическая или социальная) сила, но душевный покой (мир) и самообладание - парадигма силы духа, фундирующая собою в качестве своеобычной сакральной программной ценности всю европейскую культуру (2) - Центральная фигура европейской (и в целом - западной) истории - вне зависимости от результата многовековой полемики между исторической (А Луази, М Го-гель, Л Дюшен, Тюбингенская школа (ФК Баур, А Гин-гельфельд, К Кестлин, Г Пданк, Г Фолькмар, Э Целлер), Д Штраус, Ю Вельхаузен, П Вериле, В Вреде, А Гарнак, Э Ренан, А Ритчль, В Вейс, Р, Бультман и др) и мифологической (от Ш Дюпюи, К Вольнея, Б Бауэра - до Дж Робертсона, Т Уайттекера, А Немоевского, Э Мутье-Руссе, П Кушу, УБ Смита, А Древса и др) школами христоло-гии, - семантически центрирующая и темпорально структурирующая фундирующее западную культуру видения исторического процесса (см СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ): от принятой системы летоисчисления (как новой системы отсчета в истории человеческого духа - от Рождества Христова) до век-торно-ориентированной в будущее (идея второго пришествия и Царства Божьего - ср с отнесенными в прошлое дохристианскими мифологемами сакрального времени как возводимого к легендарному моменту имеющего креационную семантику брака земли и неба или философскими концепциями "золотого века") модели истории, что задает в западной культуре ценностный приоритет будущего перед прошлым и настоящим (см НАДЕЖДА) История христианской церкви на протяжении 2-18 вв знала не менее 24 человек, дерзнувших претендовать на имя ИХ (все казнены); см также Павел (3) - Культурный символ высшего порядка, центрирующий западную культурную традицию как в смысложиз-ненно-аксиологическом, так и в программно-парадигмаль-ном планах: с одной стороны, фундируя характерную для Европы систему ценностей, с другой - задавая в контексте европейской культуры поведенческие сценарии, во многом альтернативные исходному западному активизму (препоручение себя в руки Божьи и делегирование Христу как Спасителю решения собственной судьбы), индивидуализму (нормативная максима любви к ближнему), рационализму (концепция откровения) и волюнтаризму (парадигма смирения), а также утверждая в контексте доминирования универсально-логического типа культурных программ острую артикуляцию значимости личного прецедента Именно посредством образа ИХ христианство сохраняет в контексте европейского целера-ционального технологизма и интеллектуализма артикуляцию любви как верховной ценности человеческой жизни (см нетипичное для Европы, но все же присущие в ее тезаурусе: "Перед великим умом я склоняю голову, перед великим сердцем - преклоняю колени" - Л ван Бетховен) Символ ИХ в предельно концентрированном виде выражает генетическую амбивалентность, специфичную для христианской Европы и генетически восходящую как к рационализму античной, так и сакральной мудрости ближневосточной традиций (по формулировке Тертуллиана: "что общего между Афинами и Иерусалимом? У Академии и Церкви?") Аксиологически акцентированный культурный статус ИХ как воплощенного Слова (Иоанн, 1, 14) актуализирует и наполняет сакральным смыслом исконно присущие западной традиции логико-вербальную ориентацию, когнитивный и праксеологический оптимизм и интеллектуализм Вместе с тем, переосмысление основополагающего для европейской культуры феномена Логоса в качестве Бога-Сына - наиболее персонифицированно индивидуального и экзистенциально значимого лика в структуре Троицы - конституирует западную традицию как парадоксальный синтез трансцендентальных и экзистенциальных ориентации, задавая в ее контексте специфический вектор фундаментального аксиологического дуализма Последнее обстоятельство фундирует собою принципиальную нелинейность исторического разворачивания содержания западной культуры, имманентную интенцию на вариабельность мышления и парадигмальный плюрализм, достигающий своего максимального проявления в интерпретационной стратегии постмодерна (см: ЯЗЫКОВЫЕ ИГРЫ) см также: БОГ, ТРОИЦА, ХРИСТИАНСТВО, ФИЛИОКВЕ, ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА, СИМВОЛ ВЕРЫ, Павел М А Можейко, , АИ Мерцалова


Определения, значения слова в других словарях:

Энциклопедия "Религия"
ИИСУС ХРИСТОС (греч. Iesous — калька иврит. Йешу, являющегося сокращенной формой от Йешуа, а последнее — от Йеѓошуа — "помощь Господа [Господу]", "спасение [от] Господа"; греч. Christos — эквивалент иврит. Машиах [см.], или Мессия [см.], — "помазанник [Божий]") — в...
Философский словарь
- согласно христ. вероучению, основатель христианства; подавляющее большинство христ. церквей почитают его как богочеловека (монофизит. церкви не признают человеч. природы И. X.). Слово «Христос» - греч. перевод др.-евр. «машиах» («помазанник»). Согласно н.-з. легенде, И. X. был...
Философский словарь
по верованиям христиан, основатель этой религии. Слово «Христос» – греческий перевод древнееврейского слова «машиах» – означает «помазанник», «спаситель». Согласно Библии, Христос родился и конце 1 в. до н. э. в Вифлееме (Палестина), где прожил в безвестности 30 лет и лишь на 31...
Философский словарь
(греч. Iesous - калька ивритск. Jesua, Jehosua - помощь Яхве, спасение; греч. Christos - помазанник, эквивалент ивритск. Mashiah - мессия, спаситель) - в традиции христианства - богочеловек, обладающий всей содержательной полнотой как бытия Абсолюта, так и человеческой...
Библейская энциклопедия Брокгауза
I ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИА:1) имя ИИСУС (греч ф-ма (Иэсус) евр имени Йешуа, в свою очередь являющегося более поздней формой от Йехошуа или Йошуа) означает "Господь - спасение" В Библии это имя носят многие лица (см Иешуа см Иисус) По воле Бога оно было дано и Его единств...
Энциклопедия мифологии
(греч.Ίησους Χριστός), в христианской религиозно-мифологической системе богочеловек, вмещающий в единстве своей личности всю полноту божественной природы - как бог-сын (второе лицо троицы), «не имеющий начала дней», и всю конкретность конечной человеческой природы - как иудей,...

Поделиться:

Реклама