Игра - это...
ИГРА - разновидность физической и интеллектуальной деятельности, лишенная прямой практической целесообразности и представляющая индивиду возможность самореализации, выходящей за рамки его актуальных социальных ролей И - одно из ключевых понятий современной культурологии В широкий научный обиход вошло в значительной степени благодаря классической работе Хейзинги "Homo Ludens" (1938) Современный интерес к проблеме игрового элемента в культуре обусловлен характерным для гуманитарной мысли 20 века стремлением выявить глубинные до-рефлексивные основания человеческого существования, связанные с присущим лишь человеку способом переживания реальности И при этом трактуется как форма существования человеческой свободы (Сартр), высшая страсть, доступная в полной мере лишь элите (Ортега-и-Гассет), самоценная деятельность, вовлекающая индивида в свою орбиту как "превосходящая его действительность" (Гадамер) И - многогранное понятие, обозначающее как особый адогматичный тип миропонимания, так и совокупность определенных форм человеческой деятельности Классификация последних предполагает выделение: состязаний; игр, основанных на имитации, подражании (театр, религиозные ритуалы, и тп); азартных игр с вероятностным исходом (лотерея, рулетка, карты); продуктивной игры человеческого воображения Высшая ценность И - не в результате, а в самом игровом процессе В любой разновидности И присутствуют в различном соотношении два первоначала Первое из них связано с острыми эмоциональными переживаниями игроков и наблюдателей, достижением возбужденно-экстатического состояния; второе, напротив, рационально по своей природе, в его рамках четко определяются правила И и строго требуется их соблюдение Нарушение правил ведет к исключению из данной игры Система правил создает специфическое игровое пространство, моделирующее реальность, дополняющее ее или противостоящее ей В процессе И возникают "иные миры", лишающие ореола сакральности наличное положение дел, парадоксально сочетающие воспроизведение актуальных стереотипов культуры (и их усвоение в процессе И) с их ироническим, "игровым" переосмыслением В системе культуры И выполняет ряд функций Она служит одним из средств первичной социализации, способствуя вхождению нового поколения в человеческое сообщество И также является сферой эмоционально насыщенной коммуникации, объединяющей людей с различным социальным положением и профессиональным опытом Кроме того, пространство И сохраняет и воспроизводит архаичные навыки и ценности, утратившие с ходом времени свой первоначальный практический смысл И имеет немалую ценность и в качестве элемента творческого поиска, высвобождающего сознание из-под гнета стереотипов, она способствует построению вероятностных моделей исследуемых явлений, конструированию новых художественных или философских систем или просто спонтанному самовыражению индивида Любая инновация в культуре первоначально возникает как своеобразная И смыслами и значениями, как нетривиальное осмысление наличного культурного материала и попытка выявить варианты его дальнейшей эволюции И умирает, когда исчезает грань условности и жизни При этом возможны как вторжение реальности в мир грез, подменяющее "магическую реальность" примитивной прагматикой, так и экспансия умозрительных построений в реальную действительность, мистифицирующая практический опыт и подменяющая рациональные программы деятельности отвлеченными лозунгами и несбыточными обещаниями Произвол воображения, покинувшего четко обозначенные границы пространства И, порождает, наряду с другими проблемами, рискованные социальные эксперименты и одержимое мифотворчество (см также: НАДЕЖДА, ЯЗЫК ИСКУССТВА)
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: