Человек - это...

I
В Библии Ч рассматривается в единстве и целостности, хотя и в различных аспектах; он не мыслится "разделенным" на тело и душу (дух) как противостоящие друг другу "части" Ч как целое является "душею живою" (Быт 2:7), а не "обладает" этой душой Про-тивоположность плоти и духа всегда понималась как противопоставление двух сущностей человека - плотской и духовной И в этом случае Ч также воспринимается как единое целое (Рим 8:5-9) Дух (см Дух, Святой Дух), см Душа и см Тело - это разные "составляющие" человеч существа, но не самостоят его части Наряду с ними Библия различает и четвертую составляющую - см Сердце как средоточие сущности Ч (Мк 12:30,33; Лк 10:27) Здесь имеется в виду истинная жизнь Ч, дарованная Богом Ч как единому целому (2Кор 5:17; Еф 4:22-24; Кол 3:9,10)
II
С тзр физической жизни, если не принимать во внимание духовных проявлений личности, Ч, по существу, не отличается от животного (как и животные, он создан "из праха земного", "из земли" - Быт 2:7,19; 6:17; Еккл 3:18-21) По своей тварной природе Ч есть "прах и пепел" (Быт 18:27), "червь и моль" (Иов 25:6), он преходящ, подобно траве (Пс 102:14-16; 143:4; 1Пет 1:24) Все творения, будучи бессильны сами по себе, живут исключит благодаря постоянно обновляющейся творч милости Бога (Иов 34:14,15)
III:
1) способность к сознат ОБЩЕНИЮ С БОГОМ - вот то, что отличает Ч от животного (Быт 2:20) Оно выражается в восприятии слова Божьего, обращенного к Ч, и в послушании Ч Богу (Быт 2:16,17; Иез 20:11; Мк 12:30; Ин 4:34) Всякое самовольное, независимое от Бога познание Ч добра и зла разрушает его общение с Богом (Быт 2:17; Ин 5:30) Послушание может быть только следствием свободного волеизъявления; оно проявляется посредством человеч "да", звучащего в ответ на Божий призыв (Притч 23:26) Это означает свободу выбора - повиноваться Богу или противиться Ему (см Свобода, свободный, II,3), однако исключает со стороны Ч возможность достичь цели своего призвания лишь собств усилиями, вне и без Бога (Быт 3:1-6) Подлинное послушание обусловлено связью Ч со Христом (Ин 15:4-7; Кол 1:27) и хождением в Св Духе (Гал 5:16,25) При этом покорность Ч становится необходимым условием для действия Божьего (2Кор 12:9,10) Смысл и цель общения между Богом и Ч связаны с тем, что Ч создан ПО ОБРАЗУ БОЖЬЕМУ (Быт 1:27; 1Кор 11:7) Это относится не только к Адаму, но распространяется на весь род человеч (Быт 5:1,3) Запреты убивать и проклинать Ч связаны именно с тем, что каждый Ч создан по образу и подобию Божьему (Быт 9:6; Иак 3:9) При этом не имеется в виду ни внешнее сходство с Богом, ни духовно-душевное отличие Ч от других живых существ; образ невидимого Бога как бы отражается в образе духовного устроения Ч - "внутреннем человеке" (см Ин 14:9; Кол 1:15) Как образ Божий, Ч был предназначен владычествовать на земле (Быт 1:26; Пс 8:6-9; ср Сир 17:1-13), представляя среди остальных созданий власть Божью над миром, свидет-вуя о ней и осуществляя ее в качестве "наместника", с истинной праведностью и святостью (Еф 4:24) В этом смысле Ч обладает отчасти той славой и честью (Пс 8:6), к-рые принадлежат лишь Богу (Ис 42:8; ср связь между славой, подобающей Христу, и Его свойством быть образом Божьим - 2Кор 4:4; Евр 1:3) (см Адам (I,1) см Образ Божий) У народов Древнего Востока почитание изображений царей основывалось на сходных представлениях В Вавилоне царь рассматривался своими подданными как образ бога Мардука;
2) отпав от Бога, Ч заменил служение славе Божьей идолослужением, почитанием безжизненных форм (изображений), а также преклонением перед Ч и силой животных (Рим 1:23) Из-за греха образ Божий в Ч исказился и помрачился, хотя и не уничтожился вовсе; его отблеск еще сохраняется в Ч, поскольку тот признает Господа законным Владыкой, хотя и пребывает в состоянии противления и отпадения от Него Но Ч и все человеческое находится теперь в противостоянии Богу и потому подлежит Его суду Все люди лживы, и все согрешили (Рим 3:4; 5:12), поэтому Христос предостерегает Своих учеников: "Остерегайтесь же людей" (Мф 10:17) Все свои усилия вести праведную жизнь Ч основывает на предписаниях, заповедях и учениях человеч (Ис 29:13; Ос 5:11; Мк 7:8; Кол 2:8,22) Но истинная свобода Ч имеет небесное, а не человеч происхождение (Гал 1:11) Если Павел иногда и говорит "по человеческому рассуждению", то исключит для того, чтобы быть лучше понятым (Рим 3:5; 1Кор 9:8);
3)путь к обновлению подобия Божьего в Ч, к пробуждению в нем новых творческих сил лежит через покаяние и спасение Ч, после чего он становится новым творением во Христе (Рим 8:29; 2Кор 3:18; Еф 4:24; Кол 3:10) Так возникает новый Ч, к-рый, в противоположность ветхому, грешному Ч (Рим 6:6), вновь создается по образу Божьему (см Возрождение) Выражения "внешний человек" и "внутренний человек" обозначают соотв плотскую сторону Ч и Ч, обратившегося к Богу (2Кор 4:16) О выражении "человек греха" (2Фес 2:3) см Антихрист, а также см Адам см Муж см Женщина







Определения, значения слова в других словарях:

Общая психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского
Человек — существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Ч. является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство...
Символы; знаки; эмблемы: Энциклопедия / авт.-сост. В.Э. Багдасарян; И.Б. Орлов; В.Л. Телицын
ЧЕЛОВЕК — универсальный символ жизни, посредник между небом и землей, выражение основных космических принципов. Согласно Библии (Книга Бытия), определение человека дается исходя из его отношения к Богу, по образу и подобию которого он был сотворен. Человек не может пониматься...
Библейская энциклопедия
Человек (Быт. I, 26, 27, II, 7, 18, 21-23, Пс. VIII, 5-9, Сир. XVII, 1-12, Деян. XVII, 25-28 и мн. др.). Свящ. Писание дает полные и подробные сведения о человеке: о его происхождении и духовной его природе, о теле его и высоком совершенстве его органов. В теле человека...
Философский словарь
1. Буквально: "чело" (возвышенность, верх) + "век" (сила, энергия). В современном духе можно перевести: "чело, паразитирующее на веке + век" или "существо, состоящее из симбионтов чело и века". Этимология как бы закрепляет дуальность, наличие в человеке двух типов витальности....
Философский словарь
- фундаментальная категория философии, являющаяся смысловым центром практически любой философской системы. Сложность философского определения Ч. состоит в невозможности однозначного подведения его под какое-либо более широкое родовое понятие (например, природа, Бог или общество...
Философский словарь
- высш. ступень развития жизни на Земле, соц. существо, производящее орудия труда, преобразующее природу, обладающее сознанием и членоразд. речью. Он отличается от наиболее высокоорганизованных животных (приматов) объемом и организацией головного мозга, прямохождением, свободой...
Философский словарь
- обычно трактуется как разумное, мыслящее существо (homo sapiens), чья деятельность, отношения с миром и другими людьми, а также душевная и телесная жизнь в достаточной мере охвачены и послушны его разумной воле. Но этим человек не исчерпывается, он - тайна для самого себя и...
Философский словарь
- общественное животное; достаточно сложная информационная система, являющаяся элементом биосферы и основой ее верхней, на настоящем этапе развития, ступени - общества.
Философский словарь
одна из фундаментальных проблем социальной философии. Является ли общество органическим целым или представляет собой лишь сумму составляющих его индивидов? Что должно служить целью общественного развития – благо общества как целого, интересы нации, класса, государства или благо...
Философский словарь
живое существо, наделенное духом, душой и разумом. Вопрос о человеке (будь то метафизический вопрос о его природе или моральный вопрос о его назначении) стоит в центре современной философии. Именно это отличает ее от философских систем прошлого, для которых центральной проблемой...

Поделиться:

Реклама