одна из фундаментальных проблем социальной философии. Является ли общество органическим целым или представляет собой лишь сумму составляющих его индивидов? Что должно служить целью общественного развития – благо общества как целого, интересы нации, класса, государства или благо отдельной личности? Как должно быть устроено общество: на основе свободного взаимодействия индивидов или на основе принудительной их организации? Ответы на подобные вопросы в традициях евразийской философии (П. Б. Струве, С. Л. Франк и др.) было принято делить на две группы и называть соответственно «сингуляризмом» («социальным атомизмом») и «универсализмом» («коллективизмом»). С точки зрения сингуляризма общество всего лишь совокупность отдельных независимых «атомов» – индивидов, которые договариваются о своей организации. С позиций универсализма общество предстает как целое, как всеединство , несводимое к отдельным личностям. Во второй половине 20 в. появились новые концепции, иначе трактующие соотношение личности и общества: гуманистические, акцентирующие внимание, прежде всего на развитии личности (только гармоничное развитие личности может служить условием, основой всестороннего развития общества), и технократические с их «орудийной» идеей о том, что развитие науки и техники является базисом развития общества и потому научная и техническая элита служит главной производительной силой общества, двигателем его прогресса. Определенным итогом развития социальной философии сегодня является осознание проблемы «личность и общество» как проблемы относительной равноценности, равнозначности этих двух социальных ипостасей, с одновременным признанием приоритета личности.
Азбука социального психолога-практика. Кондратьев М.Ю. - Ильин В.А.
Личность — сам индивид как активный субъект социальных отношений и целенаправленной деятельностной активности, а также системное качество индивида, обусловленное его осознанной активностью в системе социальных связей и складывающееся в условиях взаимодействия и общения. Историки...
Общая психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского
Личность — 1) человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности- 2) определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. В категориальной системе психологии Л. имеет характер...
Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
1. Человек как субъект отношений и сознательной деятельности. 2. Устойчивая система социально-значимых черт, отличающих данного человека от другого. 3. В православии – ипостась, бескачественное понятие, не относящееся к природе (сущности). Личность не есть индивидуальность...
Философский словарь
Бытовая фикция, условная модель интегрированных потенций псевдообъективного человека. В представлениях о Л. проявляется желание иметь контрпсихейную проясненность, оструктуренность заведомо неструктурного, опрагматизированность невписываемого в прагматику. Таким образом,...
Философский словарь
- центральная категория социокультурных исследований, социальной науки, в противоречивом единстве с обществом составляет дуальную оппозицию, полюса которой находятся в соотношении амбивалентности. Л. - субъект творчества во всех его формах, рефлексии принятия решений,...
Философский словарь
- самообнаружение себя в моменте тождества своей сущности (открытой в интуиции изначального самоопределения воли как самоочевидность независимая от момента времени) и своих энергийных воплощениях в инобытии.
Философский словарь
(лат. persona - маска, роль актера) - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала (интересы, способности, устремления, самосознание и т.д.),...
Философский словарь
(лат. persona, фр. personne) - нечто бесконечно ценное, сверхприродное, уникально-неповторимое в каждом из нас, творчески-активное и свободное в каждом человеке. открыта ко всем другим личностям и выходит за рамки себя в бытие (а религиозно - к Высшему бытию). - некто, а не...
Философский словарь
- индивидуальный человек как субъект общественной жизни, общения и деятельности, а также - своих собственных сил, способностей, потребностей, интересов, устремлений и т. д. В Л. снимается противоположность внешней и внутренней жизни индивидуального человека; собственно, процесс...
Философский словарь
- внутреннееопределение единичного существа в его самостоятельности, как обладающего разумом, волей и своеобразным характером, при единстве самосознания. Так как разум и волясуть (в возможности) формы бесконечного содержания (ибо мы можем все полнее и полнее понимать истину и...
Поделиться: