Человек - это...

ЧЕЛОВЕК - фундаментальная категория философии, являющаяся смысловым центром практически любой философской системы Сложность философского определения Ч состоит в невозможности однозначного подведения его под какое-либо более широкое родовое понятие (например, природа, Бог или общество), поскольку Ч - это всегда одновременно микрокосм, микротеос и микросоциум Тем самым философское постижение Ч всегда разворачивается не просто через реконструкцию его сущностных характеристик, но через осмысление его бытия в мире, человеческого мира, где "Ч - это в известном смысле все" (Шелер) В рамках истории философии Ч традиционно понимался в единстве таких его основных модусов, как тело, душа и дух При этом тело выступает одновременно как элемент природы, в соответствии с интерпретацией которой можно говорить о его основных образах в истории философии и науки (микрокосм, механизм и организм), и как собственно человеческое тело, определяемое не только через его биологические особенности (неспециализированносгь, "гоминидная триада" и тд), но и через особый спектр таких исключительно человеческих чувств и состояний, как стыд, смех, плач и тп Душа также может пониматься в двух основных ракурсах: во-первых, как жизненный центр тела, "дыхание" ("прана", "псюхе"), являющееся той силой, которая, будучи сама бессмертной, очерчивает срок телесного существования (ее основные экзи-стенциалы здесь - это жизнь, смерть, любовь); во-вторых, как экзистенциальное начало, индивидуализирующее Ч в обществе и описывающееся в философии через проблемы свободы воли, свободы, творчества, игры Дух воплощает в себе фундаментальную сущностную идею "человечности" как таковой, где видовая особенность Ч во времена Аристотеля связывалась преимущественно со свойствами разумности (Ч как "разумное животное") и социальности ("Ч - это политическое животное") Вместе с тем, в понятии духа отражается не только феномен "духовности" как интегративного начала культуры и общества, но и личностные характеристики отдельного Ч, где личное характеризуется через индивидуальное воплощение социально-значимых качеств, преломленных в фокусе "Я", самосознания Следует однако помнить, что выделение тела, души и духа, осуществляемое в рамках философского анализа, далеко не раскрывает всех сущностных особенностей Ч Конкретный Ч - это практически всегда исключение из общего правила, уникальная целостность, где в индивидуальном личностном опыте достаточно трудно дифференцировать телесный, душевный и духовный уровни Идея личности, также как и проблема Ч, оформляется в философии и культуре далеко не сразу Для философии античности и Древнего Востока Ч - это в первую очередь фрагмент природы, сущность которого обусловлена безличностным мировым духом или разумом (атманом, логосом, идеей и тп), а его жизненный путь определен законами судьбы Вместе с тем уже на этапе древней философии можно зафиксировать некоторые существенные отличия в понимании Ч между Востоком и Западом Восток не знал того резкого противопоставления тела и души, которое оформилось в западной философии и культуре Для восточной традиции Ч является всегда органичным, но достаточно кратко временным соединением космических элементов, где душа и тело не просто взаимосвязаны, но взаимно определяют друг друга в природном колесе сансары, и где возможный путь спасения и соединения с атманом или дао предполагает специальные упражнения души и тела в целом В западной философии, начиная с Платона, заостряется дилемма души и тела Ч у Платона выступает как изначально дуальное существо, своим телом принадлежа суетному миру природных процессов, а своей разумной душой ностальгируя об утерянных космической гармонии и вечных идеях Альтернативой Платону в античности стал Аристотель, обосновавший укорененность Ч в природе, основные потенции которой он наиболее совершенно воплощает в вегетативной и сенситивной частях своей души Рассматривая душу как энтелехию тела, Аристотель, в противоположность Платону, примирил Ч не только с природным миром, но и с самим собой, ориентировав его на достижение счастья в конкретном эмпирическом опыте, а не в космических странствиях души Средневековая философия, провозгласив Ч "образом и подобием Бога", впервые в истории культуры утвердила ценностный статус личности, наделив ее свободой воли и возвысив ее над миром природной необходимости и судьбы При этом впервые у Августина Ч действительно проблема-тизируется: собственная душа, отражающая неисповедимость божественного промысла, становится загадкой и тайной для Ч Философия этого времени во многом приобретает ин-травертный, исповедальный характер, где через осознание уникального личного опыта мыслители стремились постичь общие законы человеческого бытия Центральной темой в описании Ч здесь становится феномен греховности, своеобразно заостривший дуализм души и тела, в интерпретации которого воспроизводились как платоновская, так и аристотелевская версии, связанные либо в абсолютным противопоставлением души и тела, либо с признанием их взаимной соотнесенности Возрождение значимо обоснованием самодостаточной ценности Ч и его земной жизни, что определило философию и идеологию гуманизма Ч здесь актуализирован без непременной для средневековья соотнесенности с божеством, по сути дела он сам уподоблен Богу в своих творческих возможностях Также как и в античности, Ч Ренессанса характеризуется как микрокосм, но не поглощенный макрокосмом, а органично вобравший в себя его основные свойства и качества В философии и культуре Нового времени в соответствии с декартовской идеей cogito происходит акцентировка самосознания и связанных с него процессов индивидуализации личности Одновременно Ч теряет ренессансный универсализм и гармоничность, многообразие его способностей редуцируется к разуму, в то время как тело механизируется и подчиняется всеобщим естественным законам Познание закона, необходимости очерчивает границы человеческой свободы, однако несмотря на особые полномочия разума, Ч этого времени задан преимущественно как пассивное начало, являясь по сути дела производным от внешних обстоятельств, отдельным атомом в определяющих его поведение природном и социальном механизмах Обоснование творческого статуса Ч в истории философии связано преимущественно с романтизмом и немецкой классикой Романтики подчеркнули иррациональную природу свободы, благодаря которой человеческий гений достигает вершин вдохновения и творчества Немецкая классическая философия через идею трансцендентального субъекта обосновала миросозидающие возможности человеческого разума (Кант, Фихте), культурно-историческую ангажированность человеческого сознания (Гегель), возможности чувственности в создании подлинно человеческих связей и отношений (Фейербах) Для неклассической философии второй половины 19-20 вв характерна своеобразная антропологическая переориентация, связанная с осознанием кризисности человеческого существования, выявлением его онтологической бездомности и неукорененности, признанием его творческих возможностей и одновременным пониманием неизбежных ограниченности и разрушительности его притязаний Интерпретация проблемы Ч осуществляется здесь в контексте таких основных подходов, как на-турализаторский, экзистенциальный и социологизаторский Современный натурализм реализуется в двух основных вариантах: 1) биологизаторские модели Ч, описывающие его по аналогии с другими сложными организмами, продолжением и развитием которых выступают общество и Ч (позитивизм, необихевиоризм, биоэтика и др); 2) восходящие к "философии жизни" версии Ч как "несостоявшегося животного", обреченного своей биологической неполноценностью на поиск "противоестественных" способов существования (фрейдизм, философская антропология) Для экзистенциального подхода в современной философии характерна актуализация индивидуального человеческого существования в его принципиальной нередуцируемости к каким-либо общим, вне-положенным ему законам и схемам Абсолютная уникальность и подлинность человеческого бытия обретается здесь в ситуации экзистенциальной свободы, одновременно отталкивающей Ч от мира обезличенного сущего и открывающей ему истинные, интимные смыслы бытия (экзистенициализм, феноменология, персонализм) Социологизаторский подход (марксизм, структурализм) ориентирован на рассмотрение Ч в контексте более широких социальных связей, продуктом которых он выступает Кредо этого направления можно выразить известной марксовской фразой о том, что "в своей действительности сущность Ч есть совокупность всех общественных отношений" При этом если марксизм рассматривает Ч в первую очередь как субъекта исторически, где в процессе предметно-практической деятельности Ч преобразует природу и себя самого, то структуралистские концепции Ч анализируют его в контексте фундаментальных социальных структур (политических, идеологических, семантических и др), отдельным элементом и функцией которых он выступает, никоим образом не претендуя на их возможную трансформацию Современная философская ситуация характеризуется своеобразным кризисом традиционной проблемы Ч, который обусловлен, с одной стороны, признанием невозможности создания целостной модели Ч, способной синтезировать основные философские и научные достижения (последняя такого рода наиболее яркая попытка была предпринята в рамках философской антропологии) Показательно, что разочарование в конструктивных возможностях философии осуществляется на фоне достаточно бурного развития более прикладных наук о Ч (психологии, социологии, культурологии, этнографии, лингвистики и др) С другой стороны, одним из лозунгов философии постмодерна стала идея "смерти субъекта", растворения Ч в витальных, технических, семантических и др процессах Вместе с тем трудно предположить существование философии без ее центральной проблемы, каковой является проблема Ч, и очевидно, что современная кризисная ситуация лишь предваряет новые варианты постижения природы и сущности Ч, связанные с новыми обликами культуры и философии см также: САМОСОЗНАНИЕ, Я


Определения, значения слова в других словарях:

Общая психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского
Человек — существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Ч. является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство...
Символы; знаки; эмблемы: Энциклопедия / авт.-сост. В.Э. Багдасарян; И.Б. Орлов; В.Л. Телицын
ЧЕЛОВЕК — универсальный символ жизни, посредник между небом и землей, выражение основных космических принципов. Согласно Библии (Книга Бытия), определение человека дается исходя из его отношения к Богу, по образу и подобию которого он был сотворен. Человек не может пониматься...
Библейская энциклопедия
Человек (Быт. I, 26, 27, II, 7, 18, 21-23, Пс. VIII, 5-9, Сир. XVII, 1-12, Деян. XVII, 25-28 и мн. др.). Свящ. Писание дает полные и подробные сведения о человеке: о его происхождении и духовной его природе, о теле его и высоком совершенстве его органов. В теле человека...
Философский словарь
1. Буквально: "чело" (возвышенность, верх) + "век" (сила, энергия). В современном духе можно перевести: "чело, паразитирующее на веке + век" или "существо, состоящее из симбионтов чело и века". Этимология как бы закрепляет дуальность, наличие в человеке двух типов витальности....
Философский словарь
- фундаментальная категория философии, являющаяся смысловым центром практически любой философской системы. Сложность философского определения Ч. состоит в невозможности однозначного подведения его под какое-либо более широкое родовое понятие (например, природа, Бог или общество...
Философский словарь
- высш. ступень развития жизни на Земле, соц. существо, производящее орудия труда, преобразующее природу, обладающее сознанием и членоразд. речью. Он отличается от наиболее высокоорганизованных животных (приматов) объемом и организацией головного мозга, прямохождением, свободой...
Философский словарь
- обычно трактуется как разумное, мыслящее существо (homo sapiens), чья деятельность, отношения с миром и другими людьми, а также душевная и телесная жизнь в достаточной мере охвачены и послушны его разумной воле. Но этим человек не исчерпывается, он - тайна для самого себя и...
Философский словарь
- общественное животное; достаточно сложная информационная система, являющаяся элементом биосферы и основой ее верхней, на настоящем этапе развития, ступени - общества.
Философский словарь
одна из фундаментальных проблем социальной философии. Является ли общество органическим целым или представляет собой лишь сумму составляющих его индивидов? Что должно служить целью общественного развития – благо общества как целого, интересы нации, класса, государства или благо...
Философский словарь
живое существо, наделенное духом, душой и разумом. Вопрос о человеке (будь то метафизический вопрос о его природе или моральный вопрос о его назначении) стоит в центре современной философии. Именно это отличает ее от философских систем прошлого, для которых центральной проблемой...

Поделиться:

Реклама