Если все должно иметь причину, тоже должен иметь причину. Если может существовать что-нибудь без причины, это может быть в равной степени как мир, так и , так что в этом аргументе не может быть никакой вескости. Он того же рода, что и мнение индийца, будто мир покоится на слоне, а слон покоится на черепахе. Когда спросили: "А как насчет черепахи?", индиец сказал: "Давайте переменим тему". Аргумент, о котором идет речь, на самом деле не лучше. Существуют, вообще говоря, две функции, которые христианский должен выполнять. Он должен быть Провидением и Творцом. Лейбниц присоединил первую функцию ко второй, хотя и часто отрицал, что сделал это. Почему издал именно эти, а не другие законы природы? Если мы скажем, что он сделал это просто по своей доброй воле и без какого-либо основания, мы обнаружим, что существует нечто, не подчиняющееся законам, и тогда цепь естественного порядка прервется. Если скажем, как это делает большинство ортодоксальных теологов, что при издании каждого из законов имел основание дать именно этот, а не другойзакон (основанием, конечно, было создать наилучший универсуум, хотя нам не пришло бы это в голову, глядя на него), - то есть если было основание для законов, данных ом, тогда сам подчиняется закону, и поэтому нет никакого смысла вводить а в качестве посредника. [Позвольте комментарий - А.Б. А как насчет "добровольного подчинения (своим же) законам"? Между прочим это именно то, за нарушение чего были изгнаны из рая люди...] Когда мы смотрим на этот аргумент промысла, больше всего удивляет, как люди могут верить, будто бы этот мир, со всем, что в нем есть, со всеми недостатками, должен быть лучшим из всех, которые всемогущество и всезнание способны были произвести за миллионы лет. Я действительно не могу в это поверить.
Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
трансцендентное понятие, имеющее много значений. 1. Высший Духовный Принцип, абсолют, причина Вселенной, имеющая причину в самой себе. 2. Демиург Вселенной. 3. Высшие принципы природы, стихий, законов и тому подобное 4. Соль, дом дня – девятый небесный дом. В индивидуальной...
Библейская энциклопедия
Бог — Творец неба и земли и Промыслитель Вселенной (Быт. I, 1, Ин. I, 1) имеет в Свящ. Писании различные наименования; таковы в особенности следующие:а) Иегова (Я есмь Сущий) (Исх. III, 14). Существо самобытное, независимое, неизменяемое, безусловное, вечное (Откр. I, 8). См....
Энциклопедия "Религия"
БОГ — священное олицетворение Абсолюта в религиях теистского (см. Теизм) типа: наивысшая персона, атрибутированная высшим разумом, сверхъестественным могуществом, тождеством сущности и существования и абсолютным совершенством. Б. выступает высшим предметом религиозной веры....
Философский словарь
— иллюзорный образ, наделенный сверхъестеств. свойствами, являющийся гл. объектом поклонения почти во всех религиях. Во всех развитых религиях Б. приписываются качества всесовершенной личности, создавшей мир и управляющей им в соответствии с собств. волей. В иудаизме-Яхве,...
Философский словарь
Творец и устроитель всего сущего, высший предмет религиозной веры. В религиях Древнего Китая, Кореи, Японии, Индии, Древнего Востока описывается сонм богов, один из которых обычно выступает как главный, наиболее могущественный, например Зевс у древних греков. В индуизме такая...
Философский словарь
(от общеарийского "баха" - благо, одарение, наделение) - Абсолютная Личность, верховное существо, стоящее выше всех индивидуальных "я" и свободное от всех недостатков. Б. - это совершенное, вечное, всепроникающее, всемогущее и всеведущее существо, бессмертный дух, первичная...
Философский словарь
- в силу ограниченности ресурсов отдельной личности и общества: интеллектуальных, информационных, временных (к тому же и безработица влияет, причем уже тысячелетия) - людям многое приходится принимать на веру (верить или не верить - основной вопрос философии и бытия), чем и...
Философский словарь
полнота бытия, абсолютная личность, верховное существо, стоящее выше всех индивидуальных я и свободное от всех недостатков. это совершенное, вечное, вездесущее, всепроникающее, всемогущее и всеведущее существо, бессмертный дух, первичная реальность и конечная цель мира.
Философский словарь
— сакральная персонификацияАбсолюта в религиях теистского типа: верховная личность, атрибутированная тождеством сущности и существования, высшим разумом, сверхъестественным могуществом и абсолютным совершенством. Персонифицирующая интерпретация единого Б. свойственна для зрелых...
Новейший философский словарь
БОa - сакральная персонификация Абсолюта в религиях теистского типа: верховная личность, атрибутированная тождеством сущности и существования, высшим разумом, сверхъестественным могуществом и абсолютным совершенством Персонифицирующая интерпретация единого Б свойственна для...
Поделиться: