Бог - это...
БОГ — священное олицетворение Абсолюта в религиях теистского (см. Теизм) типа: наивысшая персона, атрибутированная высшим разумом, сверхъестественным могуществом, тождеством сущности и существования и абсолютным совершенством. Б. выступает высшим предметом религиозной веры.
Развитие архаического сознания обусловила трактовку сверхъестественной сферы как пантеона (греч. pan — "все" и theos — "бог", букв. — "все боги"), объединяющего различных конкретных Б., каждый из которых имел свой облик и культ. Дальнейшее развитие религиозного сознания привело к трансформации политеистических представлений и выделению из пантеонов одного Б. как покровителя этнической группы (Ашшур у ассирийцев, Зевс у греков, Перун у славян и т. д.) или местности (Мардук как покровитель Вавилона, Пта — Мемфиса, Амон — Фив, Афина — Афин, Гера — Микен и т. д.).
Тенденции к интеграции людей и племен привели к формированию зрелых, т. е. последовательно монотеистических форм теизма, впервые зафиксированных в древнееврейской культуре, т. е. в иудаизме библейского периода: образ Яѓве, который, вероятно, в доизраильский период развития культуры Ханаана являлся одним из богов местного пантеона, был переосмыслен в Единого и Единосущего Б. (В рамках ортодоксального христианства Б. трактуется как триединство ликов, которые тем не менее соотносятся между собою как "нераздельные" и "неслиянные" — см.: Троица, Антитринитаризм.)
Важнейшим моментом классического теизма является идея трансцендентности Б. по отношению к посюстороннему миру (лат. transcendere — "переступать"): Б. вне и сверх мира, он Творец его и Вседержитель. Последнее означает, что Б. не только творит мир, но и неизбывно присутствует в нем, направляя его развитие к сакральной высшей цели (см. Провиденциализм) и вмешиваясь при необходимости в естественный ход событий.
Классический теизм противостоит оформляющемуся в 17 в. деизму, допускающему творение мира разумной силой, но не подразумевающему олицетворения последней и не допускающей ее последующего вмешательства в развитие эволюционирующего по естественным законам мироздания. Жесткий теизм авраамических (см. Авраам) религий (иудаизма, христианства и ислама) предполагает трактовку "живого Б." как единого и Единственного при абсолютном "отсутствии подобных". Теизм подобного типа не просто строится вокруг идеи персонифицированного Абсолюта, но и характеризуется акцентированным переживанием его личностного характера, задающего возможность личного общения с Б. Такая личностная установка религиозного сознания обусловила особую роль эмоционально-чувственных форм в отправлении культа, экстатический восторг любви к Б., боязнь Божьего гнева и глубокое переживание раскаяния. Впоследствии же на эту поведенческую установку к текстам Библии апплицируется — начиная с раввинистического комментария (см. Мидраш, Мишна, Талмуд, Аггада, Таннаи, Перушим) в иудаизме и с патристики в христианстве — парадигма рациональной аналитики внешнего для человека Абсолюта, что порождает в религиях строго теистского типа традицию концептуального истолкования Б., которая конституируется как богословие.
Сакрально-трепетная коммуникация человека с Богом оказывалась дополненной философской по духу рефлексией — предметно-теоретической аналитикой. Возникает проблема оснований и духа богопознания. Изначально предполагалось, что "сущность Божия для природы человеческой недомыслима и совершенно неизреченна" (Василий Великий — см.), а потому "человек не может постигнуть сущность Божества" (Григорий Палама). Подлинное Богопознание в таком духовном контексте оказывается возможным лишь как результат откровения.
Идея постижения Б. лишь посредством Откровения способствовала оформлению такой версии Богопознания, как мистика, предполагающая непосредственное созерцание Божьего лика, а также одномоментное авербальное постижение вечной истины, данной в акте Откровения. В православии это — идея принципиальной невозможности постижения сущности Божьей на основании логического закона тождества (П. Флоренский) или, например, ориентирующая на личный мистический опыт концепция спиритуалистического интуитивизма (Лосский Н. О.) и др. Тем не менее католицизм культивирует теологический принцип "аналогии бытия" Б. и его творения, возведенный Фомой Аквинским в фундаментальный принцип схоластической метафизики, согласно которому отношения аналогии не предполагают ни абсолютного различия, ни тотального сходства, но, напротив, "сходство в различии и различие в сходстве".
Несмотря на различные попытки разрешить проблему бытия Божьего (см. Доказательства бытия Бога), эта проблема остается нерешенной. Поскольку бытие Б., будучи предметом веры, не может быть ни доказано, ни опровергнуто посредством рационального инструментария, постольку в рамках теизма развивается и программная интенция "возврата к евангельской вере", должной реализоваться в интимно-личной форме — определенным образом вопреки рационально-схоластической традиции. Эта программа максимально проявилась в протестантизме с оформляющимся в его рамках антиинтеллектуалистским учением пиетизма, понимающего веру как "личное переживание Б.".
См. также: Анимизм, Политеизм и Монотеизм, Язычество, Магия, Мистика, Тетраграмматон, Танах, Теология — Богословие — Теософия.
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: