Зона Ближайшего Развития - это...

(англ. zone of proximal development) - понятие, введенное в нач. 1930-х гг. Л. С. Выготским для характеристики связи обучения и развития. 3. б. р. определяется содержанием тех задач, которые ребенок еще не может решить самостоятельно, но уже решает с помощью взрослого (в совместной деятельности): то, что первоначально делается ребенком под руководством взрослых, становится затем его собственным достоянием (способностями, навыками, умениями). Ее наличие свидетельствует о ведущей роли взрослого в психическом развитии ребенка.Правильно организованное обучение опирается на имеющуюся у ребенка 3. б. р., на те психические процессы, которые начинают складываться у него в совместной деятельности со взрослыми, а затем функционируют в его самостоятельной деятельности. 3. б. р. позволяет охарактеризовать возможности и перспективу развития. Ее определение имеет важное значение для диагностики психического развития ребенка. См. Зоны развития, Обучающий эксперимент, Обучение и развитие.


Определения, значения слова в других словарях:

Азбука социального психолога-практика. Кондратьев М.Ю. - Ильин В.А.
Зона ближайшего развития — уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе совместной деятельности со взрослым, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности. Понятие "-зона ближайшего...
Психология развития. Словарь под. ред. А.Л. Венгера
Зона ближайшего развития — уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности. Понятие З. б. р. было введено Л.С. Выготским для определения специфики развития человека в онтогенезе. Согласно...
Психологический словарь
- понятие, введенное Л.С. Выготским - . Характеризует процесс подтягивания психического развития вслед за обучением. Эта зона определяется содержанием таких задач, которые ребенок может решить лишь с помощью взрослого, но после приобретения опыта совместной деятельности - он...
Психологическая энциклопедия
К сожалению, громоздкий термин, введенный Выготским для обозначения концептуального пространства или зоны между тем, что ребенок способен выполнить сам и чего ребенок может достичь с помощью взрослого или более способного ровесника. Судя по тому, как этот термин употребляется,...
Психологическая энциклопедия
- понятие Л.С. Выготского, - расхождение между уровнем актуального развития (определяется степенью трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребёнок может достигнуть под руководством взрослого). З.б.р. - следствие закона...
Психологическая энциклопедия
- расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно (актуальный уровень развития) и под руководством взрослого; положение о зоне ближайшего развития легло в основу концепции о соотношении обучения и умственного развития ребенка.
Психологическая энциклопедия
Автор. Л.С.Выготский. Категория. Теоретический конструкт, призванный объяснить возможности человеческого учения. Специфика. Характеризует процесс подтягивания психического развития за обучением. Эта зона определяется содержанием таких задач, которые ребенок...

Поделиться:

Реклама