Змея - это...

В Палестине распространены различные виды З, самая большая из к-рых достигает в дл более 2 м
I
Библ слова, обознач З как общее понятие (евр нахаш; греч офис), в переводах на рус язык обычно передаются словом "змея" Наряду с этим существует еще целый ряд более определ обозначений, к-рые, как это происходит со многими названиями животных в Библии, нельзя однозначно отождествить с определ видами (см, напр, Ис 59:5: из яиц цифони выползает эфэ) Значение корней слов и контекст, в к-ром употребляются отдельные слова, позволяют сделать след предположения:
1) евр пэтэн (в Синод пер - "аспид", "змея"), опасная (Пс 90:13), ядовитая З (Втор 32:33; Иов 20:14,16; Пс 57:5; Ис 11:8): рогатая гадюка (Cerastes cornutus), родств гадюке обыкнов, достигающая в дл 60-75 см, ядовитая З песочной окраски с широкой сплющ головой, на к-рой видны два маленьких рога Она часто встречается в песках по всей Северной Африке и Палестине По нек-рым предположениям пэтэн - это аспид (настоящий) (см ниже, I,3), на что указывает Пс 57:5 и след, где пэтэн упомянут как З, к-рую использовали при заклинании Заклинатели З (ср Еккл 10:11; Иер 8:17) в совр Египте, как, вероятно, и в древности, чаще всего работают с аспидами;
2) евр цефа, или цифони (в Синод пер - "змея", Ис 11:8; 59:5; "аспид", Ис 14:29; Притч 23:32; "василиск", Иер 8:17) - ядовитая З (Ис 11:8) Это распростр в Малой Азии, Сирии и Палестине вост гадюка (Vipera xanthina), светло-серая ядовитая З, длиной до 1 м;
3) евр эфэ (в Синод пер - "аспид", Ис 30:6; "ехидна", Иов 20:16; Ис 59:5), ядовитая З (Иов 20:16) - состоящий в близком родстве с индийской коброй аспид (настоящий) (Naja haje) Это ядовитая З желтоватой окраски, длиной до 2,5 м; ее изображение можно часто видеть на др-егип скульптурах как лобное украшение фараонов (см выше, I,1) По предположениям других исследователей, эфэ - это песчаная эфа (Echis сarinatus), вид, сходный с рогатой гадюкой;
4) евр шефифон (Быт 49:17, в Синод пер - "аспид"): это Zamenis diadema, ядовитая змея, длиной до 1,8 м, к-рая распространена на тер от сев Африки до сев части Индии;
5) евр киппоз (Ис 34:15, в Синод пер - "летучий змей") может обозначать зап удавчика (Eryx jaculus), неядовитую З длиной до 80 см, к-рая распространена в песчаных областях сев Африки и зап части Азии;
6) евр сараф ("жгучий") обозначает в Чис 21:6,8 ядовитых З, к-рых Бог послал на народ Израиля в виде наказания, и медного змея, к-рого изготовил Моисей Согл Втор 8:15, где сараф (в Синод пер - "василиск") упомянут в одном ряду со скорпионом, под этими "жгучими" З могут подразумеваться ядовитые З; "жжение" от укуса ядовитой З могло дать обозначение змеиному яду и ядовитым З вообще Места в Библии, подобные Ис 14:29; 30:6, где упоминаются летучие серафимы (мнч от сараф, в Синод пер - "летучий дракон", "летучая змея"), а также Ис 6:2,6, где это слово обозначает шестикрылое существо, стоящее у престола Божьего (в Синод пер - "серафим"), явно говорят не об обычных З, а, возм, указывают на существа наподобие дракона или см Левиафана Исаия использует здесь распростр в народе представления, чтобы описать см Серафимов, к-рых он видел у престола Господа в своем видении (Ис 6:2,6);
7) евр хомэт см Ящерица
II З нередко олицетворяет коварство и зло (Пс 139:4; Мф 3:7; 23:33), опасность (Быт 49:17), хитрость (Мф 10:16) Ядовитый укус змеи символизирует гибель(Втор 32:33; Пс 57:5; Ис 30:6; Мф 7:10; Откр 9:19), прежде всего внезапную (Иов 20:14,16; Притч 23:32; Еккл 10:8; Ис 59:5; Ам 5:19) З неоднокр упоминаются как орудия кары Господней (Чис 21:6; Втор 32:24; Иер 8:17) В образе З к Адаму и Еве подступило искушение (Быт 3:1 и след), но в определ времясатана, этот "древний змий", будет низвержен (Откр 12:9,14 и след; 20:2)










Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
одна из древнейших эмблем человечества, имеющая разнообразный смысл в разных странах. Наиболее часто трактуется как эмблема мудрости и как символ здоровья благодаря её целебному яду. Мифологический покровитель врачебного искусства Эскулап (сын Аполлона) изображался с посохом,...
Символы; знаки; эмблемы: Энциклопедия / авт.-сост. В.Э. Багдасарян; И.Б. Орлов; В.Л. Телицын
ЗМЕЯ — многогранный мифологический символ противостояния человеку. Вражда человека и змеи — одна из наиболее распространенных мифологем у большинства народов. Согласно древнеиндийской теогонии, обитавшие в воздушных сферах змеевидные чудовища — асуры — долгое время выступали...
Энциклопедия мифологии
В мифологии и воззрениях кельтов змея ассоциировалась с плодородием и врачеванием, а также с Потусторонним миром. Так, Сирона, богиня кельтов Галлии, ассоциировавшаяся с врачеванием, изображалась со змеей, обвившейся вокруг ее руки. Благодаря своим изививающимся движениям змея...

Поделиться:

Реклама