Запоминание - это...

(англ. memorizing) - процесс памяти, посредством которого осуществляется ввод информации в память. В процессе 3. включение вновь поступающих элементов в структуру памяти происходит путем их ввода в систему ассоциативных связей.В зависимости от способа и характера осуществления процессов памяти различают произвольное 3. и непроизвольное 3.; далее - 3. механическое и смысловое, а также опосредствованное и непосредственное.Непроизвольное 3. происходит без специально поставленной цели - запомнить, при отсутствии волевых усилий, без предварительного выбораматериала, подлежащего закреплению, и применения к.-л. приемов 3. Полнота, точность и прочность непроизвольного 3. зависят от целей и мотивов выполняемой человеком деятельности и от способов ее осуществления (см. Прочность 3.). Исследования П. И. Зшченко и А. А. Смирнова показали, что 3. более продуктивно, если запоминаемый материал входит в содержание основной цели деятельности. Продуктивность непроизвольного 3. зависит от умственной активности, самостоятельности в работе: материал, не требующий умственных усилий, запоминается нередко значительно хуже и менее прочно.При произвольном 3. человек, побуждаемый определенными мотивами, ставит перед собой цель - запомнить то, что намечено им самим или ему предлагается. Т. о., произвольное 3. - это специальное мнемическое действие; его успешность зависит от особенностей мнемических целей. Те или иные мнемические задачи (запомнить полно, точно, надолго и т. п.) вызывают разную ориентировку в содержании материала, определяют выбор и активацию определенных способов 3., а тем самым в существенной мере влияют и на его результаты (А. А. Смирнов, Л. В. Занков и др.). Решающим условием продуктивности произвольного 3. является применение след. приемов: составление плана запоминаемого материала (смысловая группировка и выделение смысловых опорных пунктов); соотнесение нового со старым, хорошо известным; классификация, систематизация материала; ассоциирование его по сходству и контрасту и т. п.Произвольное 3. при прочих равных условиях заметно продуктивнее непроизвольного: оно обеспечивает большую систематичность, сознательность, прочность усвоения знаний. Однако не-произольное 3., являющееся продуктом содержательной, активной умственной работы, м. б. более продуктивным, чем произвольное 3., если последнее осуществлено вне указанных выше условий.Противопоставление механического 3. и смыслового 3. основывается на его рассмотрении в связи с процессами понимания. Механическим принято называть 3. точной последовательности тех или иных объектов, осуществляющееся без установления логической связи между частями запоминаемого материала. Осмысленное же 3. совершается при раскрытии различных логических, существенных (в частности, причинно-следственных) связей в запоминаемом материале, при выделении в нем главного и второстепенного, что предполагает мысленную переработку запоминаемого материала и делает смысловое 3. гораздо более продуктивным, чем механическое. Практически, однако, смысловое и механическое 3. тесно связаны между собой и обычно соучаствуют в актах мнемической деятельности (см. Память смысловая).В противоположность непосредственному 3., предполагающему запечатление воспринятого как оно есть, без всякой дополнительной переработки, опосредствованное 3. характеризуется сознательным использованием различных вспомогательных средств для 3., выполняющих затем роль "ключей" при воспроизведении. Опосредствование почти всегда имеет место в процессах осмысленного 3. Исследования А. Н. Леонтьева показали, что непосредственное 3. - лишь первый этап развития памяти, в то время как высший этап ее развития составляет употребление внутренних опосредствующих элементов.Можно выделить несколько факторов, влияющих на 3: 1) особенности самого материала, подлежащего запоминанию: чем более осмысленна и значима для субъектаинформация, тем лучше она запоминается; контекст, в котором находится запоминаемый материал: исследования показали, что 3. осуществляется лучше, если при восстановлении элементы материала находятся в том же контексте, что и во время его заучивания (эффект контекста). Указанные факты являются следствием специфичности структуры памяти, представляющей собой отражение деятельности человека. Т. к. не существует 2 индивидов, деятельность которых была бы во всем тождественна, память каждого человека также имеет свои особенности. В отношении рассмотренных выше факторов это означает, что один и тот же запоминаемый элемент имеет для каждого человека свой смысл и значение.Важную роль в процессе 3. играет повторение, позволяющее увеличивать время обработки поступающего в память материала. Различают 2 типа повторения. В одном случае информация удерживается на уровне сознания в виде отдельных элементов, которые хорошо восстанавливаются при непосредственном воспроизведении. Однако такое 3. не позволяет воспроизводить информацию, если с момента ее предъявления прошло много времени. Долговременное 3. становится возможным, только если осуществляется повторение 2-го типа, когда запоминаемые элементы активно включаются в систему ассоциативных (особенно семантических) связей, образующих память. Установление связей между элементами запоминаемой информации и элементами, уже имеющимися в памяти (кодирование), - необходимое условие точного долговременного 3. (Т. П. Зин-ченко.)


Определения, значения слова в других словарях:

Общая психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского
Запоминание — удержание материала в памяти. З. — важнейшее условие последующего восстановления вновь приобретенных знаний. Успешность З. определяется в первую очередь возможностью включения нового материала в систему осмысленных связей. В зависимости от места процессов З. в...
Психологический словарь
- активный процесс, посредством которого происходит селективный отбор поступающей информации для последующего воспроизведения - и включение ее в уже существующую систему ассоциативных связей. Для человека характерно то, что развитие его памяти идет прежде всего за счет...
Психологическая энциклопедия
Один из механизмов памяти, запечатление в ней образов предметов, явлений, мыслей. Различают 3. произвольное, служащее результатом активного намерения, целенаправленной мнестической деятельности, и непроизвольное, осуществляемое без специального намерения, часто неосознанно....
Психологическая энциклопедия
- активныйпроцесс, посредством которого происходит селективный отбор поступающей информации для последующего воспроизведения и включение ее в уже существующую систему ассоциативных связей. Для человека характерно то, что развитие его памяти идет прежде всего за счет ОСМЫСЛЕННОЙ...
Психологическая энциклопедия
Категория. Мнемический процесс. Специфика. Посредством запоминания происходит селективный отбор поступающей информации для последующего воспроизведения и включение ее в уже существующую систему ассоциативных связей. Для человека характерно то, что развитие его памяти...
Психологическая энциклопедия
- обобщенное название активных процессов, обеспечивающих удержание материала в памяти; ввод в память информации. Может протекать как мгновенное запечатление. Посредством этих процессов ведется селективный отбор Поступающей информации для ее последующего воспроизведения и...
Психологическая энциклопедия
- обобщенное название процессов, обеспечивающих удержание материала в памяти.
Психологическая энциклопедия
активный процесс селективного отбора поступающей информации для: - ее включение в уже существующую систему ассоциативных связей; и - ее последующего воспроизведения в виде воспоминаний человека или в виде поведенческих актов животного. Физиологическую основу запоминания...

Поделиться:

Реклама