сын Вивасвата, первый человек, умерший на земле и ставший царем загробного мира. На древность образа Я. указывает параллель в иранской мифологии (Йима, сын Вивахванта). В Ведах еще не включается в пантеон, упоминается вместе со своей сестрой Ими. Образ Я. (букв, близнец) явно восходит к мифу об изначальных близнецах, от к-рых происходит человеческий род. Я. стоит на грани мира богов и мира людей, его мать - богиня Саранью, дочь Тваштара, братья Я. - Ашвины, сводный брат - Ману. В послеведийской мифологии Я. становится богом смерти, повелителем многочисл. адов под землей (свой ад для каждого греха), судией и карателем грешников; включается в группу локапалов как повелитель Юга, страны мертвых в индуистской космографии. Я. также-Повелитель предков (Питрипати), пребывающих на небесах, где помещается золотой дворец Я. Самьямана, местопребывание праведников. Другие эпитеты Я. - Царь справедливости (Дхармараджа, иногда Я. отождествляется с Дхармой)? Кладущий конец (жизни) (Антака). Гл. атрибуты Я. - петля и жезл (данда, иногда персонифицируется). Я. подчиняется бог Мритъю (иногда с ним идентифицируемый), спутником Я. выступает также Кала, персонификация Времени. В эпосе и пуранах упоминаются слуги Я. кинкары, мучающие грешников в адах, птицеподобные посланцы Я . (ямадуты), приходящие за душами умирающих. Колесничий Я. - Рога (Болезнь). Позднее появляется образ Читрагупты, писца Я., ведущего счет добрым и дурным деяниям человека на земле. Гл. зооморфный атрибут (вахана) Я. - буйвол. Со временем значение образа Я. снижается учением о карме.
В. Эрман
Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
(санскр.), самоконтроль. 1. Первое из восьми звеньев (этапов) раджа йоги. Состоит из следующих этических принципов: ахимса, сатья, астейя, брахмачарья, кшама, дхрити, дайя, арджава, митахара, шауча. 2. У славян – демон подземного мира, живет в самой глуби Пекла и питается...
Философский словарь
(санс): десять тантрических заповедей-запретов: 1. Ахимса, ненасилие. 2. Сатья, правдивость. 3. Астея, нестяжание. 4. Брахмачарья, целомудрие. 5. Кшама, терпимость. 6. Дхрити, стойкость. 7. Дайя, сострадание. 8. Арджава, честность. 9. Митахара, умеренность. 10. Шауча, чистота.
Философский словарь
(Евр.) В Оккультизме - олицетворенная третья коренная раса. В индийском Пантеоне фигурирует в двух различных версиях этого мифа. В "Ведах" он является богом умерших, Плутоном или Миносом, у которого пребывают тени усопших - камарупы в Камалоке). В одном из гимнов о Яме...
Теософский словарь Е.П. Блаватской
(Евр.) В Оккультизме - олицетворенная третья коренная раса. В индийском Пантеоне фигурирует в двух различных версиях этого мифа. В "Ведах" он является богом умерших, Плутоном или Миносом, у которого пребывают тени усопших - камарупы в Камалоке). В одном из гимнов о Яме...
Библейская энциклопедия Брокгауза
Яма, углубление в земле (2Цар 18:17) или оборудованное углубленное место для хранения или размещения чего-н (см Колодец, источник см Водоем; Исх 21:33; Иер 38:6; Мф 12:11); часто Я выкапывали для того, чтобы устроить западню (Пс 7:16; 56:7)
Энциклопедия мифологии
(др.-инд. Yama), в древнеиндийской мифологии владыка царства мёртвых, сын Вивасвата, солярного божества, и Саранью, дочери Тваштара. Изначальное значение имени Я., по-видимому, «близнец», и «Ригведа» содержит гимн-диалог Я. и его сестры-близнеца Ями, в котором Ями предлагает Я....
Поделиться: